«Северный поток — 2» могут не достроить

30 ноября 2020, 00:00

:STEFAN SAUER/DPA/PICTURE-ALLIANCE
«Академик Черский» возвращается в Калининград
Читайте Monocle.ru в

Судно-трубоукладчик «Академик Черский» спустя месяц стоянки в немецком порту Мукран направилось обратно в Калининград, сообщило агентство «Прайм» со ссылкой на портал по отслеживанию судов Marine Traffic. Ранее передвижения судна в районе этого порта рассматривались наблюдателями как надежда на скорое начало достройки газопровода «Северный поток — 2» (СП-2).

Расположенный в самой восточной точке Германии порт Мукран служит, как известно, логистической базой строительства газопровода, а судно «Академик Черский» общепринято связывать с завершением работ на финальном участке этого газопровода (хотя это не нашло официального подтверждения по причине конфиденциальности, обусловленной санкциями США против строительства газопровода).

В Балтийском море собралась уже целая небольшая флотилия судов, очевидно с целью достройки СП-2. В октябре, когда «Академик Черский» стоял на якоре недалеко от Калининграда напротив Куршской косы, около него проводило работы судно снабжения «Финвал». Затем, в конце месяца, он направился в Мукран в сопровождении еще нескольких судов: «Артемис Оффшор», «Остап Шеремета», «Финвал» и «Умка».

«Артемис Оффшор» и «Остап Шеремета» вернулись в Россию ранее в ноябре, а в четверг вечером курс на Россию взял и «Академик Черский». По данным Marine Traffic, судно прибудет в Калининград 28 ноября.

«Флотилия» — это хорошо, но есть и плохие новости. Двадцать шестого ноября стало известно, что сертификатор «Северного потока — 2» норвежская Det Norske Veritas — Germanischer Lloyd (DNV GL) прекратила участие в проекте из-за угрозы санкций со стороны США. В компании-подрядчике Nord Stream 2 AG от комментариев отказались.

Функции DNV GL заключались в проверке документации и строительных работ на предмет соответствия стандартам. Кроме того, компания также должна была выдать сертификат соответствия после завершения строительства СП-2.

Но крупные корпорации — европейские участники проекта, должны уметь учитывать и такие риски. А всего несколько дней назад Райнер Сил, исполнительный директор австрийской OMV AG, имеющей непосредственное отношение к СП-2, заявил, что в ближайшем будущем ничто не сможет помешать завершению этого проекта. Его интервью на эту тему последовало за схожими заявлениями других защитников газопровода: руководителей Engie SA, Wintershall DEA и Uniper SE.

Информационный фон проекта, таким образом, противоречив. События носят в основном негативный характер, оттеняя при этом оптимистичные заявления и политические шаги, не имеющие, впрочем, практических последствий. Кроме тех, что партнеры — как страны, так и компании, — из проекта не выходят. Эксперты вслед за этим высказывают почти противоположные точки зрения.

«Удивительно не то, что “Академик Черский” возвращается в Калининград после месяца стоянки в Мукране, а то, что он вообще приходил в Германию, на базу “Северного потока — 2”. Бессмысленность такого вояжа была изначально очевидна, поскольку достроить газопровод невозможно в обозримой перспективе», — полагает Марк Гойхман, главный аналитик «ТелеТрейд».

Санкции США не позволяют достроить газопровод, говорит он. Пожалуй, единственные в мире суда, способные сделать это технически, невзирая на санкции, — «Академик Черский» и баржа «Фортуна». Но и им нужно доукомплектование оборудованием, выполнение иных необходимых условий. Да и попытки обойти санкции за счет изменения собственников этих судов вряд ли помогут, предполагает Марк Гойхман.

Давление США и некоторых стран внутри ЕС на СП-2 усиливается, констатирует Марк Гойхман. Победа Джо Байдена на президентских выборах в США может только подлить масла в огонь. Он и его Демпартия — последовательные противники «Северного потока — 2» и сторонники сдерживания России в энергетической и политической сфере. Санкции могут быть усилены, хотя и существующих вполне достаточно для остановки проекта.

Газопровод "Северный поток 2", последние новости: Неопознанная подводная лодка могла повредить «Северный поток 2»