Коронакризис заставил переосмыслить целые тренды, явления и даже отрасли, особенно в наиболее пострадавшем секторе услуг. Среди таковых оказался и туризм, любимое хобби современного праздного класса. Рынок туристских услуг и сопряженная с ним экономика стремительно росли последние десятилетия по всему миру, и не факт, что коронавирус совсем придавит их развитие, хотя падение очень болезненное. Накануне кризиса туризм был одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской и мировой экономики. Его вклад в ВВП стран ОЭСР оценивался на уровне 4,4%, а вклад в экспорт услуг этих стран — в 21,5%. Но сейчас все в минусе. Завоеванные курортные бонусы и привычки путешественников обнулены. Игроки готовятся к новой конкуренции за туриста, победневшего, осунувшегося в карантин, напуганного локдаунами, трансфертом инфекций, риском непредвиденных потерь.
Россия к старту этой конкуренции подходит с посредственной готовностью, несмотря на десятилетие постоянных деклараций о развитии туризма, сотен программ развития туристских дестинаций на уровне городков и целых регионов, грандиозной федеральной целевой программой со ставкой на туристские кластеры и массированной федеральной поддержкой в целом. Трижды страна получала импульс для развития внутреннего туризма — после Олимпиады и реконструкции Сочи; после санкций 2014–2015 годов, воссоединения с Крымом и запрета на выезд силовиков и чиновников — и вот теперь, после закрытия всех границ вследствие карантина. Основные дивиденды неизменно получали крупные города Европейской России от иностранных гостей и южные направления с дефицитным теплым морем. Остальная страна в туристическом плане развивалась по остаточному принципу в основном благодаря местному энтузиазму, полулегальной частной инициативе и необоснованным амбициям региональных правительств, которые мечтали выстроить на туризме часть экономического фундамента. И оставался вопрос: нужно ли развивать внутренний туризм без выхода к морю в стране с вялым платежеспособным спросом и низкой мобильностью?
Тем не менее из всех сумбурных импульсов последних лет постепенно все же вырисовывается поляна внутреннего российского туризма, а коронакризис только подчеркивает ее перспективу. С Андреем Максимовым, руководителем портала «Живоенаследие.рф» и председателем комиссии Общественной палаты России, курирующей территориальное развитие, транспорт и туризм, мы познакомились в экспедиции «Дальневосточного экспресса», который проходит по БАМу от Улан-Уде до Владивостока. Этот портал наносит на виртуальную карту страны туристические дестинации, позволяя путешественникам строить маршруты с учетом культурной и исторической ценности каждой остановки.