Новому президенту США, кто бы им ни стал, предстоит нелегкая каденция. Речь идет не только о бушующей в стране пандемии коронавируса и вызванных ею экономических проблемах, не только о сохраняющемся разделении страны на два лагеря, значительная часть одного из которых так и не признала Джо Байденазаконным президентом. Помимо всех уже существующих противоречий в США наметилось еще одно разделение, касающееся образа желаемого будущего, которое не всегда вписывается в рамки традиционных партийных разногласий.
На сегодня можно констатировать, что в американском обществе наметились две противоположные тенденции. Одна из них — желание вернуться в привычный «дотрамповский» мир предсказуемой политики, в котором преобладают умеренно центристские взгляды и отсутствуют потрясения, хаос и радикализм последних лет. Такой подход свойственен «умеренной» части как демократов, так и республиканцев. Вторая тенденция — это, напротив, потребность в переменах, вызываемая все более ощутимым запросом на социальную справедливость. При этом выражен он далеко не только левым крылом Демпартии.
Разные грани желания перемен
Собственно, именно этот запрос обеспечил победу Дональду Трампу на выборах 2016 года. Тогда республиканский кандидат обратился к категории людей, проигнорированной его соперниками: не к иммигрантам или меньшинствам, а к белым жителям американской глубинки, к фермерам и рабочим заводов, услышал их чаяния и пообещал решить их проблемы. Несмотря то что Трамп позиционировал себя как столп традиционного консерватизма и приверженец капиталистического подхода, в своей протекционистской политике он выступил в роли защитника интересов «рабочего класса», а провозглашаемое им недоверие и отторжение правящих элит психологически очень точно попало в унисон с настроениями его избирателей. Эти настроения можно назвать социально-экономическим выражением запроса на социальную справедливость.
К слову, поражение Трампа на нынешних выборах отчасти объясняется тем, что он оттолкнул от себя часть этих людей, продемонстрировав во время пандемии пренебрежение к их проблемам. К примеру, объявив в октябре на встрече со сторонниками о «чудодейственном» исцелении от коронавируса за три дня, президент демонстративно пританцовывал, бросал маски в толпу под аккомпанемент патриотических песен и сравнивал себя с суперменом. Однако, как показала статистика, такое поведение не привело к росту популярности Трампа ни в одном из «колеблющихся» штатов.