Крупный бизнес одним из первых понял, что региональные системы здравоохранения нужно спасать. Еще во время первой волны пандемии, когда о второй еще никто и не говорил, промышленник Олег Дерипаска инициировал строительство семи медицинских центров в городах Урала и Сибири для лечения внебольничной пневмонии. Вторая волна COVID показала, что это был правильный выбор и правильные инвестиции.
Всего за шесть месяцев в семи городах Сибири и Урала появились современные и оснащенные высокотехнологичным медицинским оборудованием медицинские центры для лечения COVID-19. Финансирование проекта в размере четырех миллиардов рублей предоставила компания «Русал».
При этом «медицинские центры помощи и спасения» — так они официально называются — в Тайшете, Ачинске, Богучанах, Братске, Краснотурьинске и Шелехове — были построены с нуля. Еще один центр открылся в Саяногорске на базе законсервированного корпуса, расположенного на территории действующей Саяногорской межрайонной больницы. Там был проведен полный капитальный ремонт с заменой всех ключевых коммуникаций и инфраструктуры.
В зависимости от города медучреждения рассчитаны на 60–120 койко-мест. При этом коечный фонд может быть увеличен в два раза. В каждом здании работают приемно-диагностическое отделение, отделение реанимации и интенсивной терапии, оснащенные высокотехнологичным медицинским оборудованием от ведущих мировых производителей, в том числе компьютерным томографом, аппаратом УЗИ экспертного класса. На открытии медцентров Олег Дерипаска сказал: «Спасибо всем, кто сумел выдержать такие жесткие сроки стройки, обеспечить поставки сложного оборудования, подготовить людей к работе на нем. Пандемия — вызов всему обществу, но вместе мы справимся, нет сомнений».
Выбирают все
Каждая компания сама выбирает, на каких направлениях устойчивого развития остановиться, — все же их довольно много. В центре внимания крупных предприятий, особенно тех, которые работают в отдаленных регионах, всегда была поддержка местного населения. Часто речь идет о небольшом населенном пункте, для которого крупный завод становится системообразующим.
Понятно, что основной вклад в устойчивое социально-экономическое развитие региона предприятие вносит за счет своей основной деятельности. Это налоги в региональный бюджет, инвестиции в местную экономику, рабочие места, стимулирование развития компаний поменьше, обслуживающих работу основного и т. д.
Однако помимо этого крупные предприятия реализуют большие социальные программы и помогают с открытием детских садов, оснащением скорой помощи, выделяют гранты для малого и среднего бизнеса. Все усилия обусловлены в том числе одной простой мыслью: если компания как крупный работодатель в какой-то момент уйдет из региона, это не должно стать катастрофой для местного сообщества. Поэтому предприятий активно вкладываются в их устойчивость.
Но системно помогать в условиях растущей экономики и постоянного роста финансовых показателей — это одно. Другой вопрос, прийти на помощь, когда все стало катиться в пропасть.
Еще во время период первой волны коронавируса эксперты отмечали зрелость российского бизнес-сообщества: компании не только не урезали социальный бюджет, но даже увеличили его по самым горячим направлениям. Государство, бизнес, общественность и регионы — все сплотились вокруг общей проблемы. Кто-то решал экстренные задачи: обеспечивал больницы масками, халатами, бахилами, аппаратами ИВЛ, малоимущие семьи и пожилых людей — лекарствами и продуктами. По словам Олега Дерипаски, «эта пандемия должна людей не разъединять, а объединять. Каждый делает то, что ему по силам, и тогда угроза отступит, а общество осознает себя единым целым».
Появилась надежда
Помощь пришла вовремя. Так, завершение строительства медцентров в Сибири и на Урале совпало со второй волной, в которой сейчас буквально захлебывается страна. Недавно по поручению министра здравоохранения Российской Федерации Михаила Мурашко в регионы отправили более 300 специалистов подведомственных учреждений, уже имеющих опыт эффективной борьбы с коронавирусной инфекцией.
Они уже работают в восьми регионах страны: Амурской области, Республике Алтай, Республике Крым, Кемеровской области, Курганской области, Забайкальском крае, Алтайском крае, Якутии.
Однако дело не только в специалистах, дело еще и в больницах, а также в том, как они оборудованы. Например, история из Хакасии недавно облетела всю страну. Водитель станции скорой помощи столицы республики Абакана записал видеообращение у Путину и пожаловался на нехватку мест в больницах. Стал также известен случай, когда фельдшер скорой помощи умоляла больницу принять 90-летнюю пациентку с подозрением на COVID.
При этом в небольших населенных пунктах все еще сложнее. Чтобы получить квалифицированную помощь, до ближайшего крупного города ехать несколько часов. Например, от Тайшета до Красноярска — 400 км, от Краснотурьинска до Екатеринбурга — 300 км. В экстренном случае можно просто не успеть довезти. Открытие медицинских центров помощи и спасения не просто должно значительно улучшить географию медицинских услуг в регионе, это может стать единственной возможностью получить качественное лечение в суровую эпидемиологическую пору.
«Значимость этого объекта для здравоохранения Хакасии трудно переоценить. Из-за пандемии коронавируса на медицину сейчас легла колоссальная нагрузка. В это непростое время поддержка коммерческих предприятий для нас очень важна. Это хороший пример участия бизнеса в решении социальных проблем региона», — отметил глава республики Валентин Коновалов.
Новые медцентры будут лечить не только людей в городах, где они были построены, но и жителей из ближайших городов. Например, численность населения Краснотурьинска — около 60 тыс. человек, и новый центр сможет принять пациентов из рядом расположенных Серова, Карпинска, Североуральска. Поэтому охват оказания высокотехнологичной медицинской помощью может составить свыше 200 тыс. жителей севера Свердловской области.
«Что касается строительства нового медцентра, это было очень правильное решение Олега Дерипаски вложить денежные средства свои не куда-то там в Москву. В регион он деньги вбухивает, в наш родной город. Это плюс. Даже когда коронавирус закончится, я считаю, что больница будет работать и будут рабочие места у медиков», — сказал житель Братска Вадим Стеблецов, сам недавно переболевший коронавирусом.
Снимут нагрузку
Местные жители ждали открытия центров не только из-за коронавируса: больницы оборудованы техникой, которой уже давно не хватает, она пригодится и в более спокойное время. «С появлением медцентра мы получаем новый аппарат КТ для диагностики внебольничной пневмонии. Сканирование занимает всего 15 секунд и показывает 32 среза. Такой техники в нашем распоряжении еще не было, и без поддержки Олега Дерипаски они вряд ли бы появилась. И это не считая новейшего аппарата УЗИ, современной лаборатории и таких необходимых сейчас аппаратов ИВЛ», — рассказала главная медсестра Краснотурьинской городской больницы Людмила Клусова.
В Ачинске, например, уже строят планы дальнейшего использования нового учреждения. «На самом деле сложно недооценить строительство этого госпиталя, особенно в период сложной эпидемиологической ситуации. Но мы также обсуждаем перспективы дальнейшего использования этого медицинского центра. С большой долей вероятности здесь разместится детское инфекционное отделение. Обсуждается и вариант с открытием диагностического отделения. Однозначно одно: строительство современного медицинского здания — это еще и новое оборудование, привлечение высококлассных специалистов», — подчеркнул главный врач Красноярского краевого Центра охраны материнства и детства № 2 Александр Третьяков.
Кстати о кадрах: «Русал» активно помогает их готовить для новых больниц. В регионы направляют столичных специалистов и постоянно устраивают онлайн-конференции.
В итоге небольшие населенные пункты получат современные медицинские центры, оборудованные все необходимым и, главное, укомплектованные подготовленным персоналом. Впоследствии медицинские центры помощи и спасения будут в основном перепрофилированы в центры иммунологии, где особое внимание будет уделено диагностике сложных заболеваний.
Все медучреждения станут структурными подразделениями инфекционных или многопрофильных городских больниц. Наряду с ранее закупленными «Русалом» и фондом «Вольное дело» автомобилями скорой помощи они переданы на баланс регионов.