До апреля текущего года интернет-магазин Первой мебельной фабрики выполнял лишь некоторые процедуры по оформлению розничных заказов на штучные изделия, а виртуал от и до планировали на будущее: слишком сложной казалась задача: ведь, чтобы кухонный гарнитур встал на место в квартире заказчика, мало выбрать его цвет и модель, нужно создать дизайн-проект, а для этого отправить специалиста на дом к клиенту либо тот сам должен хоть раз приехать в салон. Однако грянул локдаун, розница замерла, и внезапно первоочередной стала задача поиска новых каналов сбыта. «У нас возникла суперзадача — максимально быстро придумать, как организовать и перенести в интернет продажи кухонь. Делали все сами, детально анализировать чей-то опыт просто не было времени», — вспоминает генеральный директор Первой мебельной фабрики и президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) Александр Шестаков.
Компания запустила онлайн-продажи кухонь, и за две недели количество ежедневных обращений потенциальных клиентов увеличилось на 70%. Доля выручки интернет-магазина в общих розничных продажах выросла с прежних 15 до 30%, или до 350 млн рублей за год. Благодаря этому по итогам третьего квартала текущего года компания выполнили план продаж на 76% и рассчитывает закончить год с выручкой не менее значительной, чем в 2019-м.
Онлайн-продажи оказались открытием года для мебельной отрасли, которую локдаун застал врасплох. «У большинства мебельных компаний не было финансовой подушки безопасности из-за последних застойных лет на рынке, общее падение продаж в апреле составило от 40 до 70 процентов, и часть предприятий просто закрылась, посчитав, что не смогут вести нормально работу и делать отгрузки», — рассказывает Сергей Александров, основатель и гендиректор Международного мебельного консалтингового центра (ММКЦ). По данным Росстата, в первом полугодии текущего года объем производства мебельной продукции в России в денежном выражении в сравнении с аналогичным периодом 2019-го снизился на 6,1% и составил немногим менее 90 млрд рублей, упал и объем продаж: на 9,1% в рублевом эквиваленте, до 220,7 млрд рублей. По итогам года ожидается примерно такой же спад. Однако те мебельщики, кто начал активно продвигать себя в интернете, получили всплеск продаж на 50% и более: тренд на приобретение мебели в онлайне, наметившийся уже давно, приобрел ярко выраженную форму.
По словам Сергея Александрова, ожидаемо в числе лидеров продаж мебели оказались уже известные онлайн-игроки, такие как Первый гипермаркет мебели, «Цвет диванов», Divan.ru, Askona и ряд других, но и небольшие компании стали активно продвигать себя через соцсети, начали обучаться новым методам работы — проводить удаленные презентации товаров для клиентов, составлять скрипты и звонить по базе клиентов, подключать необходимые для ведения дистанционной торговли ОКВЭД. В итоге мебель, которая раньше никогда не была товаром первой необходимости, неожиданно вошла по спросу в первую пятерку.