Несмотря на серьезный вызов пандемии коронавируса, на борьбу с которой направляются всё новые силы и средства международного сообщества, проблема изменения климата и его последствий остается одной из центральных в повестке устойчивого развития практически всех стран мира. Более того, целый ряд государств официально провозгласили усиление политики, направленной на стабилизацию климата, в качестве одной из главных движущих сил программы посткризисного восстановления экономики, ее последующего роста и технологической модернизации. В первую очередь это относится к странам ЕС, которые определили «Новый зеленый курс» стратегическим направлением, намереваясь из пакета антикризисных мер стоимостью 790 млрд евро выделить 30% на решение климатической проблемы.
Активность проявляют и страны Азии, прежде всего Китай, который устами своего лидера озвучил намерение добиться углеродной нейтральности к 2060 году, а также Япония и Южная Корея, заявившие об аналогичных притязаниях, но уже к 2050 году. Вполне вероятно, не за горами похожие заявления и избранного президента США.
Примечательно, что арена климатической политики все стремительнее превращается в сферу острой конкуренции между ведущими мировыми центрами. Они пытаются разыграть «климатическую карту» в интересах своих национальных экономик, тем самым серьезно осложняя решение не только климатической, но и других глобальных проблем.
Для России нахождение ответа на этот серьезный вызов становится одним из ключевых элементов долгосрочной экономической политики. Эффективный выбор подразумевает комплексное решение в виде стратегии устойчивого развития, обеспечивающей, с одной стороны, достижение национальных целей страны, опирающееся на структурно-технологическую модернизацию экономики и ее динамичный рост — главный источник доходов, необходимых для повышения уровня и качества жизни населения. С другой стороны, это достижение целевых ориентиров в снижении техногенного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, улучшение экологических и климатических условий жизнедеятельности.
Важно также формирование позитивного образа России в мире как ответственного, в том числе с точки зрения включения в консолидированную климатическую повестку, государства. Это поможет выстраиванию эффективной аргументации по защите национальных интересов страны от недобросовестной конкуренции со стороны наших партнеров, использующих климатические ограничения как предлог для дискриминационных мер во внешнеэкономических отношениях с РФ.