Как Пекин обуздал единорога

8 февраля 2021, 00:00
SZWARC HENRI/ABACA
Китайские власти вынудили Джека Ма пойти на их условия

Худой мир лучше доброй ссоры: Ant Group Джека Ма заключила соглашение с китайскими регулирующими органами о реструктуризации бизнеса. По информации Bloomberg, «дочка» Alibaba будет трансформирована в финансовый холдинг, в который войдут все компании, включая те, что занимаются блокчейном и даже доставкой еды. Структура Ant Group изменится в соответствии с новыми, более жесткими правилами, введенными руководством КНР в сентябре 2020 года. Они усилят контроль над операциями, потребуют дополнительных затрат и в целом, по мнению экспертов, опрошенных Financial Times, сделают финтех-компанию больше похожей на банк. Это, безусловно, затормозит развитие одного из самых ценных в мире единорогов. Однако, по словам доцента экономического факультета РУДН Марины Решетниковой, Джек Ма, согласившись на компромисс, в итоге получает возможность сохранить свои компании. Да и вообще остаться на свободе.

Гром грянул за два дня до крупнейшего в мировой истории IPO, запланированного на 5 ноября. Тогда на Шанхайской и Гонконгской фондовых биржах должно было состояться первичное размещение Ant Group. Джек Ма — единоличный владелец этого финтех-гиганта. Ожидаемый объем сделки мог составить, по разным оценкам, от 34 до 37 млрд долларов. Ажиотажный объем заявок только на Шанхайской бирже достиг 28 млрд. За неделю до предполагаемого размещения владелец финтех-стартапа публично раскритиковал систему госбанков КНР и регулирующих органов Поднебесной. И за два дня до IPO регулирующие органы страны приостановили двойной листинг, который обещал стать сделкой века. Официальная причина — компания в ее нынешнем виде представляет опасность для финансовой системы Китая и нарушает условия конфиденциальности потребителей.

«Основной причиной срыва IPO Ant Group является многомесячный конфликт между Джеком Ма и вице-премьером Госсовета КНР Лю Хэ, неформальным экономическим советником Си Цзиньпина. Причина конфликта — излишняя финансовая независимость Ant Group и неподчинение начавшемуся ужесточению Госбанком КНР регулирования финансирования высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики страны», — поясняет Марина Решетникова.

Как отмечает глава отдела финансов South China Morning Post Элисон Тюдор-Экройд, активная рекламная кампания и роуд-шоу Ant Group стали для китайских регуляторов красной тряпкой: власти поняли, что упускают из рук контроль над финтех-услугами, к тому же новый бизнес, с их точки зрения, представлял угрозу для традиционных банков. К тому же руководство КНР обеспокоилось тем, что приток иностранных инвесторов в капитал компании Ма серьезно затруднит государству контроль над ней. 

У Alipay, мобильного платежного приложения Ant Group, более миллиарда пользователей, что делает его самым популярным в мире приложением за пределами социальных сетей. Клиенты используют Alipay для оплаты покупок, получения кредитов, страхования и управления своими деньгами. То есть для всего того, чем по идее должны заниматься банки.

«Основные претензии регуляторов к Ant Group — излишне упрощенное предоставление кредитов инновационным фирмам и предпринимателям независимо от их масштаба и состояния. В то время как государственные банки, отвечающие за финансирование инновационного сектора, выполняют роль скорее “ломбардов”, что, безусловно, сдерживает развитие всей отрасли», — поясняет Марина Решетникова.

Кроме того, у Пекина есть собственные далеко идущие планы относительно рынка цифровых финансовых услуг. ЦБ КНР уже объявил о начале тестирования цифровой валюты в ряде городов. Это попытка противостоять доминированию Alipay (Ant Group) и WeChat Pay WeChat Pay (Tencent) в области мобильных платежей.

С одной стороны, власти КНР действуют вполне логично, ужесточая законодательство. Как отмечает Элисон Тюдор-Экройд, Пекин стремится максимально прикрыть лазейки, через которые могли бы действовать нелегальные кредиторы, пытаясь защитить таким образом граждан, да и экономику страны от взрыва долгового пузыря.

С другой стороны, Китай все больше уходит от концепции всемирного сборочного цеха в сторону высокоинновационного национального производителя. Казалось бы, ему сейчас не с руки запугивать и распугивать собственных IT-гигантов. Хотя с Ant Group сработала именно техника устрашения. На ее примере Пекин убедился: метод кнута работает не хуже метода пряника. И не исключено, что в дальнейшем он использует этот инструмент, загоняя и другой бизнес в «светлое будущее».