«Научные исследования — это ускоритель экономического развития и ключевое условие построения более устойчивых и благополучных обществ», — подытоживает масштабное исследование «Доклад по науке: на пути к 2030 году» генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. Впрочем, как признают авторы доклада, «выработка успешной национальной политики в области науки и инноваций представляет собой весьма нелегкое дело». Чтобы добиться успеха, нужно жать одновременно на несколько педалей: образование, фундаментальные исследования, разработку технологий, частные инвестиции в науку и инновации.
Тренд 1: финансирование науки растет быстрее экономики
Даже в период с 2007 по 2013 год, на который пришелся мировой кризис, рост расходов на науку в мире составил 30,7%, обогнав рост глобального ВВП (20%). Данных по периоду нынешнего коронакризиса еще нет, но и он, как можно предположить, только стимулировал инвестиции в исследования и разработки, прежде всего в биомедицину — крупнейшую и наиболее динамично развивающуюся область мировой науки.
Особенно быстро наращивают свою долю в этих вложениях стремительно усиливающиеся страны Юго-Восточной Азии, в первую очередь Китай. По финансированию науки Китай уже перегнал весь Евросоюз и догоняет США, мировое научное лидерство которых еще недавно было неоспоримым. Но с начала века расходы на исследования и разработки в США росли в среднем на 4,3% в год, а в Китае — более чем на 17% в год. Вместе эти две страны теперь осуществляют примерно половину инвестиций в мировую науку.
А что у нас?
Рассказ о статистических показателях российской науки обычно начинают с констатации того приятного факта, что Россия уверенно входит в десятку мировых лидеров по масштабам научно-технического комплекса. И действительно, по объему затрат на науку Россия занимает девятое место в мире.
Потом переходят к менее приятному — тенденциям и динамике.
В 2019 году рост затрат на выполнение исследований и разработок составил 6,3% (в постоянных ценах), опередив динамику ВВП страны. К сожалению, это пока нельзя назвать тенденцией: рост 2019 года даже не компенсировал в полной мере уменьшение финансирования в 2018 году (−9,2%).
По данным Счетной палаты, доля внутренних затрат на науку в ВВП России в 2000–2018 годах колебалась от 1 до 1,29% (это современный уровень Бразилии). Причем пик был достигнут в далеком 2003-м.