Представьте себе: маленькая девочка без руки надевает протез, и осуществляется ее мечта — она идет танцевать брейк-данс под восхищенные взгляды сверстников. А у взрослой девушки самое простое желание — говорить по телефону, одновременно держа в другой руке-протезе стаканчик с кофе. И снова случай из области больших амбиций: мужчина с двумя протезами рук едет на горнолыжный курорт, чтобы кататься на сноуборде, и там без посторонней помощи застегивает крепления на ботинках, несет на плече спортивный снаряд, держится за бугельный подъемник… Эти кейсы взяты из жизни клиентов компании «Моторика», которая разрабатывает и производит собственную линейку продуктов для людей без рук, в том числе бионические, или роботизированные протезы.
С 2015 года «Моторика» является резидентом кластера биомедицинских технологий фонда «Сколково» и за это время выпустила около двух тысяч изделий, поставив их на российский рынок и еще в 12 стран мира. Недавно компания объявила о планах увеличить выпуск на порядок — до 12 тыс. изделий в год, а также расширить свое присутствие на внешних рынках. На свой проект «Моторика» привлекла внушительные инвестиции: 200 млн рублей предоставил Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и 200 млн — Дальневосточный фонд высоких технологий (ДФВТ). Оба фонда вошли в капитал компании: ДФВТ получил 22,1% акций, аналогичная доля у РФПИ. «Компания не только конкурентоспособна на российском рынке, но и может вырасти в глобального игрока, с помощью наших средств и средств коллег из РФПИ они выйдут на международные рынки, уже в ближайшем будущем — в Индию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона», — уверен генеральный директор ДФВТ Руслан Саркисов.
Интерес «Моторики» к азиатским рынкам объясняется их большой емкостью: если в России в год устанавливается за счет государства порядка десяти тысяч протезов рук, а весь рынок протезов верхних конечностей оценивается примерно в миллиард рублей, то в Индии в протезах рук нуждаются около 300 тыс. человек, а рынок оценивается в 500 млн долларов при среднегодовом темпе роста 10%. Но положительный эффект от продвижения «Моторики» в Индию должны почувствовать и в России. «Российский потребитель в итоге выиграет от нашей экспансии, так как мы, увеличивая количество производимых изделий, сможем понижать их себестоимость, а также непрерывно внедрять улучшения и новые идеи в функциональность протезов», — говорит председатель совета директоров «Моторики» Андрей Давидюк. Как поясняют в компании, бионические протезы гораздо проще тех же мобильных телефонов, но намного дороже по причине небольших объемов производства. Поэтому рынок будет постепенно расти, ведь сегодня, по статистике, только 20% инвалидов в мире регулярно пользуются протезами и лишь два процента — функциональными, то есть теми, которые реально меняют качество их жизни.