Глава Freedom Holding Corp. Тимур Турлов — об истинной рентабельности брокерского бизнеса, инвестициях в IPO и американском рынке
Среди российских брокеров «Фридом финанс», пожалуй, вызывает самые сильные эмоции. Накал усилился, когда компания, а точнее, ее материнская структура Freedom Holding Corp., осенью 2019 года получила листинг на Nasdaq. Рост акций с тикером FRHC (см. график 1) сопровождался бурными обсуждениями, а острые на язык трейдеры окрестили компанию «казахской Tesla». В России ИК «Фридом финанс» первой начала продвигать активные инвестиции в зарубежные IPO и предоставлять клиентам доступ на рынок акций США, при этом клиенты утверждают, что объем акций, который можно получить на IPO, напрямую связан с тем, владеешь ли ты бумагами самого Freedom.
Но это внешний шум — внутренняя кухня бизнеса Freedom finance не менее интересна. Это первый в России брокер, чьи акции торгуются на фондовом рынке. «Тинькофф инвестиции» и «Сбербанк брокер» входят в состав публичных компаний, но это совсем не то же самое. Упомянутые банковские брокеры, да и все остальные в последние годы делали ставку на онлайн — «Фридом финанс» же открывала офисы по всей России и в странах СНГ. Брокерский бизнес жалуется на низкую рентабельность — Freedom Holding показывает 20,7% рентабельности по чистой прибыли за год (35,5% за квартал, закончившийся в сентябре 2020-го). «Крупняк» развивается сам, не рассматривая поглощения, в то время как «Фридом» — единственный за последние годы на российском брокерском рынке — купил двух крупных игроков подряд: «Неттрейдер» и «Церих». Этой зимой Freedom также приобрел небольшого американского брокера Prime Executions, имеющего членство на NYSE и Nasdaq, и казахстанский банк Kassa Nova, работающий с розницей и малым бизнесом.