Потрясающая стабильность

8 февраля 2021, 00:00

VIRGINIA MAYO/AP/TASS
Перед арестом Аун Сан Су Чжи успела призвать граждан выходить на улицы, чтобы не дать стране вернуться к диктатуре
Читайте Monocle.ru в

Проходят годы и десятилетия, успело смениться тысячелетие (со второго на третье), за это время Бирма, бывший осколок Британской Индии, сменила свое название на Мьянму, но неизменным на этой территории остается одно: военные продолжают арестовывать Аун Сан Су Чжи, которую местное население неизменно выбирает своим руководителем. 

В Мьянме состоялся очередной военный переворот, в ходе которого армия под предводительством главнокомандующего страны старшего генерала Мин Аун Хлайна овладела всеми ее административными зданиями и взяла в плен гражданское руководство. Военные арестовали президента Мьянмы Вин Мьина и государственного советника, главу МИД республики, главу партии «Национальная лига за демократию» и фактического руководителя страны Аун Сан Су Чжи. Вице-президент Мьин Све предпочел не испытывать судьбу и подписал указ о введении чрезвычайного положения на год, в результате чего руководителем страны в соответствии с Основным законом стал генерал Мин Аун Хлайн. 

Формально военные таким странным образом боролись с фальсификациями на парламентских выборах, прошедших в ноябре 2020 года. В итоге «Национальная лига за демократию» получила 83% голосов, а поддерживаемая военными Партия солидарности и развития Союза — всего 17%. Как ни странно это прозвучит, но военным не хватило совсем немного голосов для победы на парламентских выборах. Ведь согласно конституции Мьянмы 2008 года военные автоматически получают 25% мест в парламенте. То есть на выборах разыгрывались лишь 75% оставшихся портфелей. В общем, трудно было проиграть в этой гонке, в которой военные стартовали недалеко от финиша, но у них это получилось. Однако, что самое обидное для военных, они проиграли парламентскую гонку второй раз подряд с 2015 года. Их раздражению не было предела, но они злились не на себя, а на гражданских: те даже не умеют ходить строем, а претендуют на управление страной. В конце концов, армию подвело собственное благородство, ведь, закрепи они за собой в конституции 2008 года 50% плюс один парламентский голос, можно было бы спокойно побеждать на всех выборах!

Отстаивая свое право на управление страной (за 73 года своей истории государство провело 48 лет под властью военных), Партия солидарности и развития Союза обратилась в Верховный суд, требуя признать выборы сфальсифицированными. Судьи, думавшие, по своей наивности, что рассматривают дело по существу, не нашли нарушений в ходе выборов. Тогда армии ничего не оставалось, как с помощью силы продемонстрировать, кто в доме хозяин. 

Военные, число которых составляет около полумиллиона, начали действовать как умеют: расставили вооруженные патрули, отключили интернет, мобильную связь и телевидение. Граждане, знающие об управленческих способностях генералов не понаслышке, бросились скупать самое необходимое. Когда телевидение заработало, народ смог любоваться самыми прекрасными, по мнению генералов, вещами: солдатами, бегущими в режиме слоумо, под местную романтическую музыку. 

Перед арестом Аун Сан Су Чжи успела призвать граждан выходить на улицы, чтобы не дать стране вернуться к диктатуре. Иностранным корреспондентам даже удалось снять кадры, на которых жители страны бьют крышками по железным кастрюлям в знак протеста. Однако не стоит упрекать граждан Мьянмы в излишней осторожности: все помнят, как армия в 1988 году утопила в крови протестные выступления. 

Впрочем, и сама Аун Сан Су Чжи не робкого десятка: ее политическая карьера началась в том же 1988-м, и она сама могла погибнуть, требуя от армии свободных выборов. Своеобразная ирония судьбы заключается в том, что отец лидера демократической оппозиции Аун Сан был одним из лидеров борьбы за независимость Бирмы и основателем вооруженных сил страны. Несмотря на аресты и угрозы военных, Аун Сан Су Чжи отказалась покидать родину и продолжила политическую борьбу. В 1990 году она и ее соратники добились проведения парламентских выборов. На них «Национальная лига за демократию» одержала уверенную победу, набрав почти 60% голосов. Однако военные отменили итоги выборов и посадили ее под домашний арест. За свою борьбу в 1991 году Аун Сан Су Чжи получила Нобелевскую премию мира и стала политической иконой Запада наряду со своими коллегами-лауреатами Нельсоном Манделой и Михаилом Горбачевым. Удивительно, но страны, руководители которых получали Премию мира, в будущем ждала незавидная судьба. Но Аун Сан Су Чжи, пережившую два покушения, в 2010 году наконец-то освободили, однако не допустили к выборам. А к власти она смогла прийти лишь по итогам выборов 2015 года. 

Но, оказавшись у власти, Аун Сан Су Чжи столкнулась с другой трагедией: ей пришлось с помощью вчерашних врагов — армии — подавлять бунт мусульман рохинджа. А вчерашние союзники, добивавшиеся ее освобождения и демократизации Мьянмы, перестали считать ее иконой политического стиля и даже попросили лишить Аун Сан Су Чжи Нобелевской премии. В 2018 году в ООН признали действия правительства Мьянмы против мусульман геноцидом, а саму Аун Сан Су Чжи обвинили в проявлении диктаторских манер и в утрате морального авторитета человека, борющегося за свободу и права угнетенных. И вот, в довершение всего, армия, с которой она проводила антитеррористическую операцию против мятежников, снова лишила ее власти и арестовала.