Гибкие условия оплаты аренды и возможность заработать на летних верандах в период пандемии — этим владельцы нежилой недвижимости привлекли внимание рестораторов, которые активно начали переходить из торговых комплексов в стрит-ритейл
Большую часть новых точек общепита опрошенные «Экспертом» ресторанные компании планируют в этом году открывать не в торговых центрах, а в стрит-ритейле. «Преимущество “стрита” в том, что в отношении условий аренды владельцы этих помещений более гибкие и договороспособные. А в случае очередного локдауна отдельно стоящие рестораны, в отличие от ресторанов, расположенных в закрытых торговых центрах, имеют больше шансов удержаться на плаву, поскольку есть возможность работать навынос», — объясняет Анастасия Татулова, основатель сети «Андерсон».
По данным исследовательской компании Knight Frank, всего в Москве в прошлом году было открыто около 80 новых заведений, из них чуть более половины — рестораны, остальное — бары, кафе, кофейни и караоке. Число открытий на 30% ниже, чем годом ранее, когда было запущено 120 новых проектов. Наибольшее количество новых заведений (более 80%) появилось в стрит-ритейле. Эта тенденция сохранится и в 2021 году.
Не выдержали локдауна
«Такого большого количества объявлений об аренде на месте уличных ресторанов я еще никогда в Москве не видел. Это говорит о том, что с рынка ушло довольно большое количество игроков ресторанного бизнеса», — говорит Олег Подгорный, генеральный директор сети кофеен «Шоколадница». По данным исследовательской компании JLL, за 2020 год на центральных торговых улицах Москвы закрылось 208 заведений общественного питания (в общей структуре закрытий в «стрите» доля ресторанов и кафе составила 46%), на 35% больше, чем в 2019 году. По словам рестораторов, в целом, по их ощущениям, в Москве в прошлом году закрылось порядка 30% заведений. Knight Frank в своем последнем отчете сообщает о росте вакантных площадей в уличном ритейле: на пешеходных улицах — на 6,5%, до 9,9% от общего количества площадей под аренду, на транспортно-пешеходных улицах число пустующих площадей выросло на 5,2%, до 12,9%, на крупных магистралях произошел рост на 3,4%, до 16,8%.
Основной причиной закрытия заведений общепита стала их неспособность оплачивать аренду: когда весной прошлого года рестораны закрыли на несколько месяцев, их работа на доставку и навынос покрывала только текущие производственные расходы. Некоторые компании просто не смогли перестроиться на новые условия работы. При этом стоимость аренды помещений в Москве довольно высока (включает фиксированную часть и долю от оборота, который в период пандемии составляет 10–14%). По данным Knight Frank, на центральных улицах Москвы ставки аренды для предприятий общепита варьируются от 50 тыс. до 120 тыс. рублей за квадратный метр в год, а если арендуется помещение площадью свыше тысячи квадратных метров, то это 20–30 тыс. рублей за квадратный метр в год. К концу 2020-го на рынке остались только те рестораны, которые в результате переговоров с арендодателями смогли получить преференции: отсрочку или скидку по арендным платежам. Отсрочка могла составлять несколько месяцев, а скидка при удачном раскладе могла доходить до 50%, хотя в среднем по рынку она составляла 10–30%. «В прошлом году мы открыли шесть ресторанов, при этом ни одного ресторана не закрыли, потому что с первого дня пандемии мы вели активные переговоры с арендодателями о снижении стоимости аренды, и они шли нам навстречу, где-то удалось добиться пятидесятипроцентной скидки», — говорит Хенрик Винтер, основатель холдинга Tigrus Group (в него входят рестораны Osteria Mario, BarBQcafe, Zest Pizzeria, «Mario Швили»).