Росстат представил первую оценку ВВП за 2020 год. Номинальный объем ВВП в 2020 году составил 106,6 трлн рублей, а его снижение в постоянных ценах по сравнению с 2019-м — 3,1% вместо ожидаемых 3,9% (Минэкономразвития) или 4% (Центробанк). Причем это осенние, то есть уже более оптимистичные, чем на старте пандемии, прогнозы.
Понятно, что больше всего сократилась добавленная стоимость в отраслях, обслуживающих население: это гостиницы и рестораны (–24,1%), учреждения культуры и спорта (–11,4%), предприятия транспорта (–10,3%). Снижение спроса на мировых рынках и соответствующее падение цен отразились и на добыче полезных ископаемых (–10,2%). В то же время рост спроса на финансовые услуги привел к подъему в сфере финансов и страхования (+7,9%).
Если посмотреть на структуру использования ВВП, мы увидим снижение расходов на конечное потребление на 5,2%, потребление домашних хозяйств сократилось на 8,6%. Это связано с падением потребительского спроса преимущественно на непродовольственные товары и услуги. А вот конечное потребление сектора госуправления, наоборот, выросло на 4% — в основном за счет расходов на меры по борьбе с пандемией COVID-19. Сильно сжался и импорт (–13,7%) по сравнению с экспортом (–5,1%). Валовое накопление сократилось на 4,2% за счет уменьшения накопления основного капитала.
Нужно отметить, что пока это предварительный расчет. Собраны еще далеко не все необходимые данные. Не очень понятно также, за счет чего падение ВВП оказалось меньше ожидаемого. Некоторые цифры лучше прогнозов (например, госрасходы), другие — хуже (данные по экспорту).
Напомним, что текущая оценка ВВП выполнена на основе оперативных (не итоговых) данных о деятельности крупных и средних предприятий, отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 1 декабря 2020 года, оценки платежного баланса РФ за 2020 год и индексов внешней торговли за январь–ноябрь того же года. Показатели, данные по которым отсутствуют, оценены по соотношениям прошлых лет и экспертным оценкам. При поступлении данных оценка ВВП и его компонентов будет уточняться. Но, как поясняет руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов, текущая оценка все равно означает, что спад был где-то на 3–3,2%, может, чуть больше или чуть меньше, но точно не на 4% и скорее всего не на 3,5%.
«Пока не будет разложения ВВП по факторам спроса (накопление основного капитала, потребление домохозяйств, прирост запасов, потребление госучреждений, экспорт, импорт) и по отраслям производства, ответ [о причинах небольшого падения] дать сложно, — рассказывает Дмитрий Белоусов. — В принципе, падение по услугам было очень сильным (минус 17,3 процента), и любая коррекция при таких масштабах (условно говоря, до минус 12) может дать сильное снижение масштабов спада. Другая неопределенность — инвестиции. Ввод крупного объекта может “перезагрузить” статистику инвестиций, а вводят объекты часто в конце года. Или же на статистику может повлиять крупная закупка по гособоронзаказу с высокой единичной стоимостью».
Дмитрий Белоусов также отмечает, что до сих пор нет итоговых данных по экспорту: мировой спрос был крайне неоднородным, и пара последних месяцев могут многое прибавить к итогу. «Наконец, совсем тяжело с оценками запасов — там и в нормальной-то ситуации статистика так себе…» — добавляет он.
Означает ли не столь уж сильное падение, что и отскок ВВП в 2021 году будет меньше? «В зависимости от того, что дало “прибавку”. Главный резерв для отскока — услуги. Если они упали не так сильно, то и отскочат в 2021-м тоже поменьше, потому что выход за пределы сложившегося ранее уровня — процесс не очень быстрый. А вот если прирост получился из-за того, что ввели конкретный завод или тем более военный корабль, то оживление в сфере инвестиций будет идти своим путем. Денежная накачка в наиболее развитых странах, исчерпание эпидемии, запуск нацпроектов и предвыборные “соцрасходы” у нас — все это может дополнительно подразогнать восстановление», — надеется Дмитрий Белоусов.