Вакцинация от COVID-19 набирает темп. По состоянию на 1 февраля 2021 года более 98 млн человек в мире уже получили первую инъекцию той или иной вакцины и около 9 млн получили два укола. Но учитывая, что население Земли оценивается в 8,4 млрд человек, а цель вакцинирования, необходимая для остановки распространения коронавируса, — 70% популяции, выходит, что всего предстоит вакцинировать около 5,9 млрд человек (чуть более 100 млн выживших переболевших не сильно корректируют этот расчет). Это, безусловно, огромный вызов с производственно-логистической точки зрения, но не только. Мы становимся свидетелями разворачивания острейшей экономической и геополитической конкуренции компаний и стран — производителей вакцин за «рынки» их потребителей. Очевидно, на кону не только непосредственные защитные медицинские эффекты от вакцинации для миллионов людей, но и политический престиж и экономические дивиденды стран — провайдеров вакцин.
Нельзя не подчеркнуть успех ученых, сумевших разработать вакцины с высокой эффективностью действия (она варьируется в диапазоне от 70 до 95%) против нового, все еще недостаточно изученного заболевания в невиданные ранее сроки — менее чем за год. Этот успех соразмерен ставкам. Это не только смерти и страдания людей, пораженных коронавирусом, — представляется очевидным, что до тех пор, пока пандемия COVID-19 не будет остановлена, глобальная экономика останется «хромой уткой», демонстрируя низкие и неустойчивые темпы роста.
Поступившие в гражданский оборот вакцины продемонстрировали успех разработчиков сразу в нескольких технологиях. На сегодня уже получили разрешение к применению по крайней мере 13 вакцин, которые используют четыре основные технологии.
Три вакцины основаны на наиболее революционной технологии матричной РНК, более традиционный подход — использование инактивированного оригинального вируса — лежит в основе еще трех. Оставшиеся две технологии — на основе носителя (вектора) другого вируса и на основе рекомбинантного аденовируса — тоже достаточно инновационны, хотя и не в такой степени, как мРНК-вакцины.
Иммунная защита населения развитых стран
будет под угрозой, если сохранится значительный
резервуар вируса в развивающихся странах
Любопытно, что в развернувшейся гонке вакцин наблюдается плюралистичность индустриальных моделей их выпуска. Крупные компании вошли в партнерство с инновационными биотехнологическими фирмами меньшего размера. Так, гигант бигфармы Pfizer вошел в партнерство с немецкой компанией Biontech, аналогичные по формату альянсы мы видим в случае пары Moderna и NIAID, а также альянса шведско-британского фармгиганта AstraZeneca и Оксфордского университета. С другой стороны, среди разработчиков вакцин представлены как самостоятельные частные интегрированные фармацевтические и биотехнологические компании, как Sanofi и Johnson & Johnson, так и государственные компании, как российский Институт Гамалеи или все три китайские компании.