Крупный российский разработчик технологий в сфере цифровизации судоходства «Кронштадт технологии» меняет владельца: «Кронштадт групп» продает его компании «Ситроникс». Согласно официальному заявлению, сделка будет закрыта в течение ближайших двух-трех месяцев, ее сумма пока не раскрывается.
«Кронштадт групп» изначально была частью петербургской группы компаний «Транзас» — ведущего российского разработчика высокотехнологичных решений для морской отрасли, прежде всего в области навигационного программного обеспечения для судоходства, как для коммерческих, так и для государственных заказчиков, в том числе из оборонной промышленности. В 2015 году «Кронштадт групп» была приобретена АФК «Система» за 4,8 млрд рублей. А позже, в 2018-м, сам «Транзас» был поглощен финским холдингом Wartsila, что российский ИТ-рынком расценил как тяжелую потерю для отечественной хайтек-индустрии. Сейчас входящие в «Кронштадт групп» «Кронштадт технологии» переходят под контроль компании «Ситроникс», которая, впрочем, тоже принадлежит АФК «Система». «Ситроникс» была создана в середине 2000-х с целью консолидации высокотехнологических активов «Системы», и в настоящее время она специализируется на разработке комплексных цифровых платформ управления в сфере безопасности, энергосистем, телекоммуникаций, ЖКХ.
Главный козырь «Кронштадт технологий» — успешное развитие решений, связанных с системами автономного судовождения. В частности, последние годы компания является одним из ключевых участников направления «Маринет» Национальной технологической инициативы (НТИ). Здесь она успешно реализует проект по разработке «е-Навигации» — единого информационного пространства для взаимодействия всех участников рынка услуг морской логистики, которые, например, охватывают береговые и бортовые цифровые системы судов, а также средства морских телекоммуникаций. Помимо этого компания заметно продвинулась в создании цифровой платформы для разработки технологий безэкипажного судовождения методом компьютерного моделирования в виртуальной среде — это уникальное решение компании, по некоторым оценкам, сейчас может успешно конкурировать на международном уровне.
В мире развитие систем для безэкипажного управления судами идет высокими темпами. Например, автономный морской контейнеровоз успешно тестирует норвежская компания Konsberg, в гонку по развитию самоуправляемых судов постепенно включаются и российские судовладельцы: экспериментальные проекты в этой области реализуют «Совкомфлот», «Росморречфлот», «Росатом» на суднах Севморпути и другие компании. «Внедрение беспилотных кораблей в перспективе сократит издержки судовладельцев и снизит себестоимость доставки, — говорит Андрей Зайцев, заместитель операционного директора по морским перевозкам группы компаний AsstrA. — Однако это будет происходить при условии, что автономная техника в области судостроения будет надежной и относительно недорогой».