В прошлом году на Волжском трубном заводе, входящем в Трубную металлургическую компанию (ТМК), был введен в эксплуатацию административно-лабораторный комплекс «Eco House ТМК» («Зеленый дом ТМК»). Он объединил под одной крышей все экологические подразделения предприятия — экослужбу, службу экологического контроля и аналитические лаборатории, создав комфортные условия для работы персонала. Здесь также оборудовано пространство для конференций. «Зеленый дом ТМК» — это не только современный лабораторный комплекс и рабочее место персонала экослужбы, но и эффективная площадка для научных дискуссий и встреч экологов с целью дальнейшего развития и улучшения окружающей среды.
Во многом «Eco House ТМК» — это символ «зеленого» поворота компании, который произошел уже давно, более пятнадцати лет назад. За это время в ТМК прошла масштабная модернизация производства, одним из ключевых итогов которой стало повышение его экологичности. Эти заслуги признаны на уровне всей страны: в 2017-м, в Год экологии, компания получила награду Министерства природных ресурсов и экологии РФ «За активную экологическую политику».
О том, насколько изменились современные трубные технологии, «Эксперту» рассказала главный эколог ТМК Елена Михайлова.
— Насколько сильно изменилась ТМК за последние годы? Стала ли компания уделять больше внимание экологии?
— Взвешенная экологическая политика всегда была неотъемлемой частью стратегического развития компании с самого ее основания в 2001 году. ТМК объединила под своим началом четыре крупных металлургических предприятия — Волжский, Северский и Синарский трубные заводы, а также Таганрогский металлургический завод.
Вместе с их колоссальным производственным потенциалом и богатым опытом мы унаследовали масштабные экологические вызовы. Модернизация морально устаревшего оборудования и современная организация производства не только позитивно повлияли на качество продукции, но и привели к значительному снижению выбросов загрязняющих веществ в воду и атмосферу в городах присутствия ТМК.
— Что было в приоритете: нарастить прибыль или повысить экологичность?
— Обе задачи были приоритетными, а пути их решения неразрывны, ведь прибыльность несовместима с уплатой штрафов за загрязнение окружающей среды. В результате была сформулирована экологически сбалансированная долгосрочная экономическая стратегия. В ее основе лежали модернизация производства, рациональное водопотребление, строительство систем очистки воздуха и внедрение нового подхода в работе с отходами.
В итоге за прошедшие два десятилетия компания коренным образом обновила сталеплавильное и трубопрокатное производство на всех заводах российского и европейского дивизионов. Была проведена модернизация сталеплавильных мощностей, установлены новые трубопрокатные агрегаты, введены в строй современные электросталеплавильные печи, оснащенные системами, способными очищать до 99,9 процента газов, и многое другое. С 2006 по 2019 год на реализацию инвестпрограммы ТМК затрачено 160 миллиардов рублей, при этом 17 миллиардов направлено на экологическую безопасность и природоохранные проекты.
Как построить новую экологическую культуру
— Солидная сумма. Что дали эти инвестиции с экологической точки зрения?
— Например, сокращение в два раза валовых выбросов от производственной деятельности. Или уменьшение в два раза объема сточных вод.
— А что делается на промплощадках?
— К примеру, на Северском трубном заводе в начале 2020 года введен в эксплуатацию современный отдел термической обработки труб с водоподготовкой и замкнутым оборотным циклом, позволяющим повторно использовать до 20 миллионов кубометров очищенной воды в год. На Волжском трубном заводе также с целью повторного использования очищенной воды были приобретены две установки водоочистки. Как видите, рациональное водопотребление и минимизация воздействия на водные ресурсы — это один из приоритетов природоохранной политики наших предприятий.
— А что вы делаете с производственными отходами?
— ТМК реализует в этой области целый комплекс мер. Например, на Волжском трубном заводе есть собственный полигон захоронения отходов. Он не наносит вреда окружающей среде, что подтверждено надзорными органами. Кроме того, на предприятии с целью снижения экологических рисков применяются сразу несколько способов борьбы с мелкодисперсной пылью, которая остается при утилизации сталеплавильных шлаков. Мы называем этот проект «Зеленый щит».
Суть проекта в том, что по краям шлакохранилища размещены специальные стационарные оросительные установки, и пыль подавляется с помощью распыления воды. Кроме того, установлено четырехметровое ограждение из металлопрофиля, которое не препятствует прохождению света. А по краю высажены саженцы сосен, к которым подведен капельный полив. Сосны имеют значительную поглотительную способность, они естественным образом создают «зеленый щит» — отсюда и название проекта.
— Возможно ли вообще избежать накопления отходов?
— Технологии металлургии пока не достигли такого уровня развития, когда мы можем обходиться без полигонов и шламохранилищ. Вопрос скорее в том, какой вред они наносят окружающей среде и что делает компания для минимизации этого вреда. Например, Волжский трубный завод в 2015 году рекультивировал старый полигон захоронения отходов, после чего территория была передана в пользование городу. В 2020 году на Синарском трубном заводе также завершена рекультивация восьми гектаров ранее загрязненных земель.
— Какие другие базовые элементы культуры обращения с отходами вы внедряете — сортировку, раздельный сбор?
— На наших заводах выстроена система управления отходами и побочной продукцией, нацеленная на минимизацию образования отходов и максимальное их использование во вторичной переработке.
Так, в прошлом году на Волжском трубном заводе запущен проект «Светофор». Его цель — выстроить на предприятии систему селективного сбора отходов. Смысл проекта в том, что работники направляют отходы в различные контейнеры — за каждым цветом закрепляется определенный вид отходов. Раздельное накопление отходов по видам ведется с целью их дальнейшего использования в качестве вторичного сырья или обезвреживания и возможной реализации. Это очень эффективный проект.
Мальки и школьники
— Вопросы экологии — это не только технологии, но и во многом просвещение. Что вы делаете в этом направлении?
— Пять лет назад на Волжском трубном заводе стартовал проект Ecolab. Это уникальный проект — аналогов ему в отрасли нет. Он был создан как просветительский. Его основная функция — способствовать формированию экологической культуры. В рамках Ecolab для школьников проводятся лекции, проходят совещания с участием надзорных органов. Он призван формировать новое отношение к экологической ситуации в регионе, а также повышать экологическую грамотность молодого поколения.
— Летом прошлого года сообщалось, что Таганрогский металлургический завод выпустил в реку Дон более 25 тысяч мальков русского осетра с целью восстановления популяции осетровых в бассейне Азовского моря. Удалось ли добиться желаемого эффекта?
— Знаете, осетр — рыба непростая, срок достижения половозрелости — около шести-семи лет. Поэтому сейчас сложно оценить эффект. Но мы продолжим ежегодно проводить такие акции в рамках природоохранных обязательств завода. Надеюсь, через некоторое время мы увидим позитивный эффект.