За последние 16 лет ровно 16 российских губернаторов лишились своих постов по коррупционным обвинениям. Собственно, статистическую красоту этому списку совсем недавно придал экс-губернатор Пензенской области Иван Белозерцев. После того как сотрудники Следственного комитета 21 марта провели обыск в его коттедже и кабинете, он был задержан по подозрению в коррупции и этапирован в Москву.
По версии следствия, Белозерцев получил взятку в 31 млн рублей от руководителя группы фармацевтических компаний «Биотэк» Бориса Шпигеля, его жены и директора дочернего ОАО «Фармация» Антона Колоскова (они тоже задержаны). За это губернатор якобы обеспечивал крупнейшей российской фармацевтической компании конкурентные преимущества в тендерах по госзаказам.
Кроме того, в доме самого губернатора было найдено нелегальное оружие и еще полмиллиарда рублей — это в сто раз больше, чем было задекларировано им как официальный доход за 2019 год. Обыски прошли и у детей Белозерцева — Александра и Данилы, известных в регионе предпринимателей. Их сотрудники следственных органов тоже проверяют на предмет соучастия в коррупционных связях отца.
Компания «Биотэк» особенно преуспела во время пандемии и уже давно прицельно работает в Пензенской области. Многие эксперты считают, что именно Шпигель был главной целью следователей в рамках целой серии «постковидных расследований» против участников фармрынка, получивших незаконный доступ к раздутым в период коронакризиса госбюджетам. И дело это будет показательным и настолько громким, что способно по касательной зацепить даже фигуру губернатора.
На наш взгляд, речь идет о сложном многосоставном кейсе, где в одной точке сошлись и стремление силовиков навести порядок в фармотрасли, и системное ослабление Белозерцева и его столичных патронов, и внутриэлитные разборки внутри Пензенской области, и амбиции политических конкурентов бывшего губернатора.
Наши собеседники несколько раз начинали рассказ со слов «Это странная и печальная история», имея в виду парад случайностей и совпадений, а также оценивая личность Ивана Белозерцева. Ни коллеги, ни знакомые не видели в пензенском губернаторе коварного мафиози и коррупционера, хотя ничего не исключают. Отсюда всплывают интересные версии о том, что деньги в доме чиновника принадлежат его сыновьям (которые, по мнению наблюдателей, как раз куда больше соответствуют образу «злодеев»). А еще говорят, что Белозерцев собирал с местных предпринимателей деньги на строительство храма и хранил их у себя, опасаясь как раз претензий силовиков. Но, впрочем, и возможность махинаций со Шпигелем не удивляет собеседников.