Пандемия в определенных аспектах изменила нашу жизнь навсегда. Одним из самых принципиальных изменений — переход школ в прошлом году на дистант. Понятно, что с точки зрения управления школьной системой дистант очень удобен, а рост онлайн-обучения — мировой тренд. Поэтому можно ожидать, что в системе будут усиливаться тенденции перевода некоторых учебных форматов в онлайн даже и без коронавируса. Но перед тем, как даже задуматься об этом, следует проанализировать опыт пандемии, понять, насколько катастрофичны реальные результаты дистанта в школе за прошлый год. И есть ли позитивный опыт школы на карантине.
О том, насколько принципиальны проблемы, которые испытала школьная система в связи с вынужденным переходом на удаленную систему преподавания, следует судить по лучшим, а не по худшим практикам. Если лучшие учителя и лучшие школы справились хорошо, то и в среднем система может быть адаптирована к онлайн-практикам. Но там, где не справились лучшие, и говорить не о чем.
Московская школа-интернат «Интеллектуал» не вполне обычная школа, здесь учатся очень мотивированные дети, которые мечтают стать учеными, и учителя, которые любят свое дело. Но при этом школа не существует отдельно от системы — она государственная, а некоторые проекты (например «Математическая вертикаль») позволяют ей обмениваться опытом со школами и учителями в разных регионах страны.
«Эксперт» поговорил о личном опыте преподавания онлайн с 35-летним учителем математики школы «Интеллектуал» Сергеем Ламзиным, который существенно перестроил модель преподавания в условиях карантина, пытаясь минимизировать недостатки и развить плюсы дистанта.
— Каковы итоги перехода на дистант прошлой весной?
— Тринадцатого марта последний раз нормально сходили в школу. Это была пятница, тринадцатое. Март, апрель, май показали, что современная школьная система образования России совершенно не готова к дистанту. И не готова на всех уровнях: на уровне учителей, методистов, а самое главное, на уровне чиновников, которые по понятным причинам боятся признавать многие вещи, боятся называть белое — белым, а черное — черным.
— А почему вообще должна была быть готова?
— Если посмотреть вокруг, то легко увидеть тенденции, например, азиатских стран или американский опыт, где очень много занимались онлайн-образованием и до пандемии. Да и в России развиваются негосударственные проекты типа «Фоксфорд» или образование для взрослых на базе Mail.ru. Так или иначе, это будущее: доля онлайн-образования будет расти.