Новость о парализованном Суэцком канале придала небывалую силу разговорам о его северной замене: Северный морской путь (СМП) давно считается одной из главных альтернатив южному маршруту, достоинства которой любят перечислять отечественные политики и средства массовой информации. Что же до сих пор мешает караванам судов направиться через российскую Арктику, а главное — нужно ли нам это?
Последние пять лет грузооборот портов Севморпути увеличивается ураганными темпами, достигнув в прошлом году почти 33 млн тонн (см. график 1), что в несколько раз превышает позднесоветский максимум (6,6 млн тонн в 1987 году). Главным драйвером грузооборота стал проект «НоваТЭКа», завод по сжижению газа «Ямал СПГ» на северо-восточном побережье полуострова Ямал. Сначала подвоз грузов и техники для строительства завода и его инфраструктуры, включая глубоководный морской порт и аэропорт в Сабетте, а начиная с 2018 года — растущие поставки с заработавшего завода заметно оживили арктическую морскую трассу. Особенно западную ее часть: из 18,4 млн тонн СПГ, вывезенных морем из Сабетты в прошлом, году лишь менее 3 млн тонн отправились в Азию, львиная доля поставок направлялась на Запад, в Европу. Еще порядка четверти грузооборота СМП обеспечили поставки нефти с Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения, тоже на Ямале, разрабатываемого «Газпром нефтью».