Остановить уплощение школы

5 апреля 2021, 00:00

СЕРГЕЙ САВОСТЬЯНОВ/ТАСС
Дети, в школу собирайтесь…

В России все больше родителей выбирают для детей семейное обучение. По некоторым оценкам, число детей, получающих образование вне обычных школ, стремительно растет: еще в 2016 году их было всего 8500, а в 2020-м стало уже 100 тысяч. Основная причина, побуждающая самостоятельно взяться за организацию обучения для своих детей, выбирая альтернативные методики и подходы, — неудовлетворенность стандартным школьным образованием. По данным опросов, 52% родителей считают, что школа не обеспечивает достаточное качество обучения. 

Действительно, у школы и учителей сегодня много проблем, связанных с бюрократизацией и мешающих выполнять содержательные задачи образования, не отвлекаясь на удовлетворение формальных требований вышестоящих органов. Этим проблемам посвятил свой доклад научный редактор «Эксперта», член Общественного совета при Министерстве просвещения РФ Александр Привалов на совместном заседании Общественного совета и Рособрнадзора (полную версию доклада можно прочитать по ссылке: https://monocle.ru/2021/03/31/ostanovit-uploscheniye-shkoly/). В нем он призывает убрать из школы разрушающий контроль, чтобы вернуть деятельности этого общественного института изначальный смысл: «Многое на этом свете подобно маятнику — таковы и процессы контролирования учителя и школы. Все последние годы маятник шел в сторону ужесточения контроля, умножения и усложнения его процедур — и зашел в этом направлении далеко. Я бы сказал, слишком далеко: школьное образование практически превращено в область самодовлеющего документооборота. Вспомним, что школа по самому смыслу этого великого учреждения должна готовить детей не для экзаменов и уж тем более не для рейтинга регионов, а для предстоящей самим детям длинной и сложной жизни».

Где же возникают точки разрушающего контроля? Это прежде всего ЕГЭ: «На гвоздь под названием ЕГЭ навесили слишком много — такого груза он и не мог выдержать. Баллы по ЕГЭ стали определять оценку работы огромного числа людей: от учителей до губернаторов. Социологам известен сформулированный почти полвека назад закон Кэмпбелла: чем шире количественный показатель используется для принятия социальных решений, тем больше он подвержен злоупотреблениям и тем больше пригоден для извращения социальных процессов, контролируемых с его помощью. Цифирь неизбежно, сто раз из ста, приводит к доминированию краткосрочных целей над долгосрочными и душит творческую составляющую в работе контролируемых людей. Тысячу раз названные вслух следствия егэизации нашей школы, увы, полностью подтверждают эту закономерность: и переход за полгода, а то и за год до экзамена от обучения к натаскиванию, и почти откровенный отказ от обучения по предметам, по которым ученик не будет сдавать ЕГЭ, — всё это и есть и отмена творческой работы, и предпочтение краткосрочных и формальных целей целям настоящим — долгосрочным и содержательным. Контроль при посредстве ЕГЭ — это то, что инженеры называют разрушающим контролем: подвергнутый такому контролю объект становится непригодным или не вполне пригодным для осуществления штатных функций». Чтобы противостоять егэизации, Александр Привалов предлагает вернуться к выпускным экзаменам в школах, постараться возвратить профессии учителя общественное уважение («Учитель в глазах весьма значительной части общества — образцовый лузер. Подчеркнутое недоверие к учителю, так явно сквозящее в самом нынешнем устройстве итоговых испытаний, прекрасно читается и родителями, и детьми. Мы говорим, что надо повышать статус учителя, вот и давайте для начала покажем, что ему можно доверять») и отказаться от внедрения практики всероссийских проверочных работ как еще одной формы разрушающего контроля. 

В заключение Александр Привалов утверждает, что «движение маятника в обратную сторону абсолютно неизбежно, и не надо с его началом чрезмерно затягивать». Вот только услышали ли это чиновники, от которых во многом зависит, пойдет ли маятник назад? Во всяком случае, в отчете о прошедшем заседании на сайте Минпроса сообщается, что доклад Александра Привалова, призывающий к коренному реформированию подходов к школьному образованию, посвящен всего-навсего документообороту в школе. И еще: похоже, вместо того чтобы осмыслить, почему родители предпочитают семейное обучение, Минпрос стремится распространить разрушающий контроль и на него. Второй год на общественное обсуждение выносят новые правила контроля над ним, идущие вразрез с действующим законом об образовании и сильно ограничивающие возможность родителей осуществить свое право на выбор альтернативных систем обучения для детей.