«Две тысячи двадцать первый — худший год для приобретения персонального компьютера» — высказываниями подобного рода полны специализированные ИТ-форумы. Такого роста цен рынок ПК не знал давно: в России компьютеры подорожали минимум на 20–30% за год, причем только в первом квартале текущего года — на 10–15%, и сейчас ценовое ускорение продолжается. В частности, по оценкам аналитической компании GfK, средняя цена компьютера в российской рознице составляет 730 долларов, или 56 тыс. рублей, — примерно на 20% больше, чем год назад, или на 12% по сравнению с последним кварталом прошлого года.
«В среднем рост цен на ПК составил примерно 20 процентов, — соглашается с этими оценками Татьяна Скокова, директор по дистрибуции дивизиона “Широкопрофильная дистрибуция” компании Merlion. — Например, модель ноутбука Huawei Mate Book D14 в рознице стоила 40 тысяч рублей, а сейчас порядка 50 тысяч». «За год цены на компьютеры выросли более чем на 20 процентов», — подтверждает Алексей Грибовский, генеральный менеджер сети магазинов электроники и бытовой техники «Позитроника».
Некоторые участники рынка считают, что компьютеры подорожали даже более существенно, при этом рост цен ускоряется. По оценке Николая Петрова, руководителя группы закупок цифровой техники компании «Ситилинк», только в первом квартале компьютеры подорожали на 20–30%. А по некоторым моделям ПК, особенно бюджетного класса, рост цен еще более существенный. «На российском рынке компьютеров сейчас наблюдается прежде всего дефицит недорогих устройств, — говорит Елена Суховей, генеральный директор онлайн-сервиса сравнения цен Price.ru. — Цены на бюджетные модели ноутбуков за последние три месяца увеличились более чем в полтора раза. Ноутбуки Asus, например, подорожали на 79 процентов (средняя цена устройства составляет 65,9 тысячи рублей.), Lenovo — на 74 процента (59,4 тысячи рублей).
Компьютеры не только дорожают, но и становятся объектом дефицита: представители бизнеса жалуются, что нужных моделей ПК сейчас просто нет на складах, из-за чего начинают страдать бизнес-процессы компаний-заказчиков. «У нас есть проект для корпоративных клиентов, и основная сложность сейчас — найти компьютеры в нужном количестве, — говорит Василий Пителинский, директор по маркетингу компании Forward Leasing. — К примеру, ноутбуки Lenovo приходится ждать около трех-четырех месяцев. MacBook приобретается только в момент поступления на склад дистрибутора. Для корпоративных клиентов задержка поставок — это серьезная проблема. Ведь на ПК завязана работа практически каждого сотрудника в офисе, поэтому без устройства или на недостаточно мощном устройстве сотрудник работать не сможет».