Брак Мелинды и Билла Гейтс со стороны казался союзом единомышленников. Он познакомились, когда работали в одной компании. Тогда их объединила не только общность профессиональных интересов, но и схожие системы восприятия мира. Это сходство позволило им создать совместный благотворительный фонд и направить все свое время и все силы на устранение несовершенств мира. Основным полигоном для их благотворительной деятельности стал Африканский континент, погрязший во всех бедствиях, какие только возможны. Если Билл Гейтс тяготел и по-прежнему тяготеет к здравоохранению, то наиболее близкой для Мелинды сферой деятельности стала борьба за права женщин. Она ринулась в самые глубины женского неблагополучия и пыталась изменить жизнь женщин к лучшему, не только африканок, но и индианок. Когда Мелинда писала книгу «Момент взлета», все еще было хорошо, и своего мужа она упоминает в числе тех, кому благодарна. Правда, его имя едва ли не последнее в списке.
Женщина должна реализовать заложенный в ней потенциал, лишь тогда она будет по-настоящему счастлива — такова ключевая идея, носителем которой осознает себя Мелинда Гейтс. И совсем не обязательно, чтобы этот потенциал ограничивался способностью реализоваться как идеальная жена и мать. Наблюдая вблизи за жизнью африканских женщин (судя по тексту книги, Мелинда Гейтс провела среди них немало времени), жена миллиардера пришла к выводу, что единственное их спасение — в стратегии планирования семьи. Пока женщины рожают по восемь-десять детей, а потом пытаются обеспечить их всем необходимым для жизни, у них не остается сил ни на что другое. Более того, сил не хватает даже на то, чтобы все рожденные дети выжили. Но и тех, кто выжил, ждет незавидная судьба: они не получат ни образования, ни достойно оплачиваемой работы.
Рабочее место, благоприятное для женщин, — не то, где им прощают их недостатки, а то, которое удовлетворяет их потребности, в особенности самое глубинное человеческое стремление — заботиться о других. Мы должны организовать рабочий процесс таким образом, чтобы он был совместим с семейной жизнью. Для этого требуется поддержка сверху и, возможно, небольшой толчок снизу
Мелинда Гейтс родилась в семье католиков и училась в католической школе. Чтобы стать пропагандистом контрацепции среди африканских и индийских семей, ей пришлось пойти против своих глубинных убеждений. Но она и в самом деле пришла к этим выводам, после того как исходила пешком бедные африканские деревни и даже жила жизнью африканских женщин: вместе с ними носила воду на голове, рубила дрова мачете с тупым лезвием, готовила пищу на костре, ела ее со всеми вместе, а потом мыла посуду. Она видела девочек, которых выдают замуж в десять-одиннадцать лет и для которых замужество означает превращение в домашнюю прислугу — так это выглядит в глазах Мелинды Гейтс. Домашний труд женщин она определяет как неоплачиваемую работу и приходит в ужас от того, что все женщины, и американские тоже, вынуждены нести на себе этот груз. Эта работа просто растрачивает ресурс времени их жизни, а они могли бы потратить его на что-то другое — на то, что сделало бы их по-настоящему счастливыми.