О планируемых поглощениях объявили на прошлой неделе две розничные сети FMCG, входящие в топ-5 российского сетевого рынка. Обе сделки — это эпизоды закономерного процесса консолидации, который прошли многие страны с развитым ритейлом. России еще предстоит их догнать (см. график). Однако причины, по которым в сделках задействованы те или иные конкретные участники, и детали их конфигурации различаются.
«Магнит», один из двух основных, конкурирующих между собой игроков российского рынка (второй — X5 Retail Group), объявил, что достиг соглашения о приобретении розничной сети «Дикси». В результате «Магнит» с выручкой 1553,8 млрд рублей и 21 564 торговыми точками присоединит к себе сеть с выручкой 281,4 млрд рублей, объединяющую 2651 магазин. Цена сделки основана на текущей стоимости бизнеса — 92,4 млрд рублей, но может быть скорректирована, что зависит, в частности, от изменений чистого долга и чистого оборотного капитала, рассчитанных на дату закрытия сделки. Закрыть сделку можно будет после согласования с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), но в качестве предварительного срока называется 31 августа 2021 года, хотя этот срок может быть отодвинут до 30 сентября.
Практически одновременно с заявлением «Магнита» появилась информация о том, что сеть гипермаркетов «Лента» покупает за 19,32 млрд рублей сеть супермаркетов Billa. «Лента» — четвертый по выручке, составившей в 2020 году 445,5 млрд рублей, отечественный ритейлер. В сеть входят 253 гипермаркета и 143 супермаркета. Она готова интегрировать 160 супермаркетов Billa с общей выручкой почти 50 млрд рублей. Сделка также требует одобрения ФАС.
Мы покупаем