Ariston Thermo Group: локализация против кризисов

Олег Белый
31 мая 2021, 00:00

Несмотря на пандемию и другие вызовы, локализация производства на собственном заводе под Всеволожском позволяет одному из крупнейших в мире производителю водонагревательного и отопительного оборудования — итальянской Ariston Thermo Group — наращивать свое присутствие в России

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ ARISTON THERMO GROUP
В 2005 году Ariston Thermo Group запустила в городе Всеволожске Ленинградской области собственное предприятие, которое занимает 17,8 тыс. квадратных метров
Читайте Monocle.ru в

Тише едешь — дальше будешь. Этой российской поговоркой можно охарактеризовать стратегию развития многих итальянских компаний в России. Одна из них — Ariston Thermo Group, которая последовательно наращивает свое присутствие на российском рынке, делая ставку на локализацию производства.

Представители Ariston Thermo Group, которая ежегодно выпускает в мире более 6,5 млн единиц отопительного и водонагревательного оборудования и продает их в 150 странах, вспоминают, что нынешний кризис в России не первый. До пандемии всему миру пришлось столкнуться с политическим кризисом 2014 года и его тяжелыми последствиями для экономики. Так, по данным Ассоциации итальянского бизнеса в России, до 2014 года ежегодный товарооборот между Россией и Италией достигал порядка 40 млрд евро. После введения санкций эти объемы упали в два раза, а в 2016 году и вовсе снизились до 17,86 млрд евро. Но позже ситуация начала меняться в лучшую сторону: в 2017 году было зафиксировано увеличение объемов товарооборота до 21,16 млрд евро, к 2019-му — до 22,91 млрд. При этом Италия вошла в топ-5 стран по размерам инвестиций в Россию.

Однако в 2020 году итальянские компании столкнулись с новым вызовом: пандемия коронавируса привела к снижению объемов товарооборота на 23,4% по сравнению с 2019-м. Ухудшение эпидемиологической ситуации изменило традиционных подход к работе многих итальянских компаний, осуществляющих свою деятельность в России. «В финансовом плане пандемия, несомненно, оказала влияние на нашу компанию. Однако, несмотря на падение российского ВВП в 2020 году, показатели Ariston Thermo Rus остались практически на прежнем уровне. Так что можно сказать, что прошлый год был удачным и вопреки всем вызовам нам удалось увеличить товарооборот и долю рынка», — отмечает Филипп Коэн, директор Ariston Thermo Rus, российского офиса компании Ariston Thermo Group.

Пандемия заставила итальянские компании скорректировать бизнес-модель своего развития и сделать упор на цифровые инструменты: активное использование социальных сетей и выход на российский рынок e-commerce позволили сохранить число потребителей. Компания Ariston Thermo Group по итогам прошлого года зафиксировала лишь незначительное снижение продаж — менее чем на три процента, при этом российский рынок показал еще более хорошую динамику. По словам Филиппа Коэна, это связано как раз с тем, что компания смогла очень быстро расширить применение цифровых решений: в частности, клиенты получили возможность покупать и консультироваться со специалистами по различным вопросам прямо на сайте компании. На поддержку потребительского внимания повлиял и тот факт, что компания сумела продолжить обновление своей продукции. Например, в этом году компания представила новую линейку котлов XC и обновленные водонагреватели Velis 3.0.

Представители Ariston Thermo Group подчеркивают, что компании проще адаптироваться к рыночной турбулентности благодаря своевременному созданию в России производственных мощностей: Ariston Thermo Group работает в России уже двадцать лет и в 2005 году запустила в городе Всеволожске Ленинградской области собственное предприятие, которое занимает 17,8 тыс. квадратных метров и выпускает широкий ассортимент востребованной на российском рынке продукции.

«В период кризиса экспорта итальянские технические и организационные навыки могут быть использованы в российском местном производстве. Кроме того, такой подход позволяет более точно оценивать целевую аудиторию и ее потребности. Например, компания Ariston Thermo Group подбирает каждый свой продукт под особенности рынка конкретной страны. Недавно компания представила новую линейку котлов XC, технические особенности которых учитывают специфику жесткой воды и работы в суровых условиях», — говорит Филипп Коэн.

Бизнес-модель Made in Russia with Italy («Сделано в России с Италией») выгодна обеим сторонам: Россия получает инвестиции и рабочие места, Италия — благоприятные условия для развития своего бизнеса и снижение таможенных и логистических издержек. Обмен опытом также позволяет интегрировать новые технологии на предприятиях. Так, на заводе Ariston Thermo Rus во Всеволожске успешно реализуется программа World Class Manufacturing («Производство мирового класса»), которая направлена на повышение эффективности технологий упаковки и транспортировки грузов и признана одной из лучших европейских практик. Не менее важный пункт сотрудничества России и Италии — забота об экологии: итальянские производители активно способствуют достижению Целей устойчивого развития ООН. В частности, компания Ariston Thermo Rus активно развивает свои технологии и занимается вопросом снижения уровня выброса CO₂. В ближайшее время Ariston Thermo Rus планирует углублять локализацию производства своей продукции в России и наращивать объем ее выпуска.

Фондовый рынок и экономический кризис, прогноз эксперта
Андрей Хохрин о том, как скоро произойдет обвал на глобальных фондовых рынках