В последний раз полноценная официальная встреча лидеров России и США состоялась при Дональде Трампе летом 2018 года в Хельсинки. Она тогда не только не привела к хотя бы временной разрядке отношений, но и впервые за долгую историю не закончилась подписанием каких-либо соглашений.
Возможно, не приведет к существенному изменению мировых взаимоотношений и встреча Владимира Путина с Джозефом Байденом в Женеве 16 июня. И дело не только в том, что у Москвы и Вашингтона оценки по целому ряду чувствительных вопросов диаметрально противоположные, а условия подготовки к встрече оказались авральными — всего несколько месяцев. Сам формат двусторонних саммитов между Россией и США перестал быть системообразующим элементом международной политики.
Во-первых, потому, что в условиях многополярности влияние как Кремля, так и Белого дома перестало быть однозначным и доминирующим. А во-вторых, с учетом существования целого ряда других международных площадок двусторонние встречи глав России и США предсказуемо потеряли в весе.
«Раньше саммиты традиционно были завязаны на контроле за стратегическими вооружениями, то есть лидеры двух стран встречались, подписывали новый договор, а потом весь мир прогнозировал, что будет дальше, — сказал “Эксперту” генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. — Теперь эта повестка, к сожалению, во многом утрачена. Конечно, остались какие-то договоры, но они уже перестали быть той осью международной безопасности, которая раньше все определяла».
Накануне встречи в Женеве «Эксперт» решил вспомнить самые значимые встречи глав двух ядерных держав за последние тридцать пять лет, чтобы сквозь эту ретроспективу увидеть, насколько противоречиво складывались отношения между ними.
«Динозавр» и «твердолобый большевик»
Символично, но первый саммит недавно избранного Джозефа Байдена с российским коллегой произойдет в том же месте, где в ноябре 1985 года произошла историческая встреча руководителя ЦК КПСС Михаила Горбачева с президентом США Рональдом Рейганом.
Тогда, в условиях биполярного, мира стороны находились на пике гонки вооружения и угрожали друг другу ядерными арсеналами. По итогам встречи советский лидер назвал Рейгана «динозавром», а тот его «твердолобым большевиком». Впрочем, считается, что именно с этого саммита началась политика дальнейшей разрядки, а напряженность в отношениях Москвы и Вашингтона спала.