Самокаты: нужны правила микромобильности

14 июня 2021, 00:00
СЕРГЕЙ ФАДЕИЧЕВ/ТАСС
Она не пешеход

Власти Санкт-Петербурга наложили суровые санкции на службы проката электросамокатов в городе. Сначала на несколько дней были полностью приостановлены услуги аренды этих транспортных средств, потом запрет сняли, но предусмотрели ряд ограничительных мер: теперь на самокатах нельзя передвигаться со скоростью выше 20 км/ч, на тротуарах скорость должна быть не более 10 км/ч в период проведения в городе чемпионата Европы по футболу и не более 15 км/ч после того, как он закончится. Самокаты нельзя предоставлять в аренду несовершеннолетним. Соглашение об этом подписали основные игроки рынка самокатной аренды в Санкт-Петербурге: компании Whoosh, «ПоПути», Molnia, Mangoo, Myscoobee, Urent, Eleven и BusyFly, чей общий парк самокатов в городе оценивается более чем в 12 тыс. единиц.

Разгоревшиеся вокруг двухколесных средств передвижения страсти стали результатом громких инцидентов: в мае и июне Следственный комитет РФ (СК) возбудил несколько уголовных дел после столкновений самокатов с пешеходами. В частности, в середине мая группа молодых людей сбила на самокате мужчину на Невском проспекте, а затем еще и подралась с ним. Реакция СК была в этом случае жесткой: не только подозреваемые в хулиганстве были заключены под стражу, но и возбуждено уголовное дело против сервиса, предоставившего самокат в аренду.

Ситуация с электросамокатами — пример того, как регулирующие нормы не поспевают за стремительным развитием новых технологий. С одной стороны, распространение электросамокатов, моноколес, электровелосипедов, гироскутеров и прочих так называемых средств индивидуальной мобильности (СИМ) приветствуется в большинстве стран. Такой вид транспорта удобен и экологичен, решает проблему парковок и пробок. До недавнего времени власти мегаполисов по всему миру приветствовали и стимулировали развитие СИМ: по оценкам Statista, ежегодные продажи в мире таких транспортных средств сейчас превышают 50 млн единиц, а по прогнозам McKinsey, к 2030 году глобальный объем услуг шеринга в сфере микромобильности достигнет 500 млрд долларов. В России, по оценке Datastata CIS, в сервисах шеринга микромобильности уже зарегистрировано более 200 тыс. пользователей, а общий объем инвестиций в эту сферу превысил миллиард рублей.

Однако у средств микромобильности есть и обратная сторона. По данным СК, в России от аварий с самокатами за последние два года погибло минимум десять человек, сотни получили переломы и другие серьезные повреждения. Проблема в том, что единых правил управления электросамокатами у нас в стране нет. В Правилах дорожного движения (ПДД) регламентируется передвижение только моделей мощностью свыше 250 Вт — такой самокат приравнен к мопеду: чтобы ездить на нем, нужно иметь водительские права с открытой категорией М или А, и полиция вправе наказывать этих участников дорожного движения. Однако большинство электросамокатов имеет мощность менее 250 Вт, и их пользователи, по сути, юридически приравнены к пешеходам, то есть почти ненаказуемы. На них безнаказанно можно разгоняться до 50 км/ч и больше, что представляет опасность как для самого пользователя, так и для окружающих. На это в очередной раз недавно указали представители Совета по правам человека, предложив оснащать электросамокаты номерными знаками и отвести в ПДД отдельную главу для регулирования их использования. В Минтрансе России с 2018 года готовят разные версии проектов, регулирующих движение СИМ, однако они до сих пор не приняты. Власти разных российских городов по своей инициативе как могут регулируют использование двухколесных транспортных средств: например, в Москве скорость движения прокатных электросамокатов по датчикам геолокации принудительно ограничивают в парках и других публичных зонах.

В этом вопросе в России, вероятно, стоит обратить внимание на зарубежный опыт: в Германии, например, с недавних пор на электросамокатах нельзя ездить по тротуарам и в пешеходных зонах, разрешается передвигаться только на сертифицированных моделях, необходимо иметь при себе страховку. Передвигаться на электросамокате в Германии можно только в возрасте старше 14 лет с максимальной скоростью до 20 км/ч, а если полиция поймает на электрическом двухколесном транспортном средстве в состоянии алкогольного опьянения, нарушителю за это грозит внушительный штраф — до полутора тысяч евро.