Черный континент принимает эстафету демографического перехода последним. Если большинство развивающихся стран в последние полвека более или менее стабилизировали численность населения либо как минимум сильно замедлили его рост, то Африка южнее Сахары остается единственным макрорегионом мира, где угроза демографического взрыва (и коллапса) не просто реальна, но является основным сценарием грядущих десятилетий.
Согласно последнему (2019 год) прогнозу Бюро народонаселения ООН, число живущих здесь людей в ближайшие 30 лет почти удвоится (по среднему варианту прогноза), а к концу столетия вырастет более чем в три с половиной раза — с 1,09 млрд человек в 2020 году до 3,8 млрд. На этот регион придется почти девять десятых совокупного прироста населения Земли. Если сегодня здесь живет каждый седьмой житель нашей планеты, то в 2100 году будет жить уже почти каждый третий.
Проблема катастрофического роста населения стоит особенно остро в Восточной Африке: население этого cубрегиона с текущих 445 млн удвоится уже к 2050-м годам, а в конце века составит более 1,45 млрд. При этом число жителей некоторых стран региона, например Замбии, Танзании, Мозамбика, Малави, вырастет в пять-шесть раз.
Особенно угрожающая ситуация складывается в Нигерии — самой многонаселенной стране континента, где на женщину до сих пор приходится 5,5 ребенка. Такое отставание в снижении рождаемости в сочетании с эффектом масштаба (в стране сейчас проживает 206 млн человек) породит действительно взрывообразный рост населения. К середине века, согласно все тому же среднему сценарию прогноза ООН, население Нигерии превысит 400 млн человек; по числу жителей страна, обогнав Бразилию, Пакистан, Индонезию и США, переместится с нынешнего седьмого на третье место в мире. А к концу века число нигерийцев превысит 730 млн, уступая только двум азиатским гигантам — Индии и Китаю. При этом Россию ждет умеренная (примерно на 14% к концу века) депопуляция, так что, согласно выкладкам ООН, наша страна скатится в мировом рейтинге густонаселенных стран с нынешнего девятого места на девятнадцатое, расположившись с не поражающими воображение 126 млн жителей между Угандой и Кенией.
Чем грозит такой взрывообразный рост населения? Наглядный ответ можно найти в недавнем прошлом одной из восточноафриканских стран — Руанды, пережившей в 1994 году геноцид с сотнями тысяч жертв. Этой трагической странице в истории страны с одним из высочайших в мире показателей плотности населения предшествовал бурный рост населения, все обострявшаяся нехватка земли и борьба за нее, нараставшее участие молодого безземельного населения в конфликтах с применением насилия, эскалация социальной напряженности. При удвоении населения за 30–40 лет (и тем более при росте в семь–девять раз к концу века) руандийский сценарий с высокой вероятностью может повториться во многих странах, только уже в значительно более крупном масштабе, сопоставимом с тайпинским восстанием в Китае, которое поставило печальный рекорд в истории человечества по числу погибших — 118 млн человек.