Удивительно, но такая большая страна, как Россия, до сих пор не имеет полноценного высокоскоростного железнодорожного движения. Удивительно потому, что компетенции создания скоростного, а затем и высокоскоростного подвижного состава нарабатывались начиная с середины 60-х годов прошлого века. И сами поезда, вобравшие в себя передовые на тот момент технологии и оборудование, были построены. Но в единичных экземплярах. И еще одно «но»: не всем им повезло возить пассажиров. Если скоростной ЭР200 четверть века курсировал между Ленинградом и Москвой, то высокоскоростному «Соколу» повезло меньше. Этот поезд, способный развивать скорость до 250 километров в час (а в дальнейшем его планировалось разгонять уже до 350, и определенный задел для этого уже был), так и не поехал с пассажирами. Проект был остановлен на завершающем этапе доводки поезда. Не нашлось смешной по нынешним временам суммы и должной политической воли.
Схожие проблемы, кстати, были и у ЭР200, но инерции советского проекта хватило на то, чтобы выпустить его на линию.
Всеволод Коровкин, участвовавший в обоих проектах, считает, что создатели поездов в обоих случаях сделали все от них зависящее и с задачей справились. А то, что было дальше, уже от них не зависело. На наш взгляд, его рассказ весьма ценен сегодня, когда спустя несколько десятилетий в России вновь приступают к созданию собственного высокоскоростного поезда, а дороги, по которой он поедет, еще нет.