Самолет врезался почти в вершину скалы: не хватило буквально десятка метров высоты — 3,8 километра от торца взлетной полосы. На месте удара видна сажа от взрыва, а останки машины, в том числе часть фюзеляжа, и людей упали к подножию, откуда были унесены в Охотское море. Большинство погибших — жители камчатского поселка Палана, что менее чем в 700 километрах от регионального центра, откуда они летели домой. Среди них глава поселка Ольга Мохирева и другие члены администрации.
Погода была хорошей, отмечали лишь низкую облачность со стороны моря. Известна версия (не получившая подтверждения со стороны официальной комиссии по расследованию происшествия, а возникшая как по сведениям из неофициальных источников, так и в результате публикации в соцсетях переговоров экипажа с диспетчерами), что летчики повели машину иным курсом, нежели рекомендовала диспетчерская служба: с моря вместо безоблачного курса с суши. И это пока единственная версия — и отнюдь не криминальная: в гражданской авиации летчик имеет право на собственное решение относительно выбора посадочного курса. К тому же экипаж не новички: 35-летний командир экипажа Дмитрий Никифоров занял свое кресло два года назад и налетал за это время 746 часов в сложных условиях Камчатки на местных маршрутах. А всего его налет 3340 часов, из них 2885 часов на Ан-26. Отнюдь не юнцами были и 28-летний второй пилот Александр Анисимов (2090 часов, из них 1263 часа на Ан-26), и тем более 49-летний штурман Владимир Садиев (2090 и 109 часов соответственно).
Машина Ан-26Б-100, пассажирская конверсия изначально грузового Ан-26, созданная для замены выработавших летный ресурс А-24, — повидала виды. Ее долгий и непростой путь начался в 1982 году, а сертификат летной годности истекал 30 августа (что, опять-таки, не означает, что машина под списание). Она не новая, но надежная и, как утверждают авиатехники, при обслуживании согласно регламенту еще способна долго летать.
В то же время Википедия сообщает, что 12 сентября 2012 года в этих же краях и тоже о скалу при заходе на посадку разбился более легкий Ан-28 (погибли десять человек из четырнадцати находившихся на борту). Впрочем, тогда и метеоусловия были сложнее, и экипаж нарушил схему захода на посадку, а в крови обоих погибших членов экипажа нашли алкоголь. Первые два обстоятельства уже исключены, третье наверняка тоже: официально заявлено, что экипаж прошел предполетную медкомиссию.
Тем не менее именно ошибку пилотов называют в неофициальных разговорах (а также в спорах на специализированных «летных» форумах) авиаторы, в первую очередь летавшие в тех краях. Приводят разные версии ошибки с высотой и курсом, в том числе вероятность использования бытового навигатора для захода на посадку. Высказываются и предположения о несогласованных действиях недостаточно слетанного экипажа. Известно также о 20 нарушениях в ходе теоретической подготовки пилотов, выявленных в 2020 и 2021 годах в ходе проверок авиакомпании, и о том факте, что экипаж погибшего борта не прошел обязательное обучение по действиям в аварийной ситуации, не был допущен к экзаменам, но тем не менее продолжал полеты.
Девятого июля был найден бортовой самописец. К официальному расследованию приступили специалисты Межгосударственного авиационного комитета. Еще раньше на месте происшествия начали работать десятки волонтеров и единиц техники, а также специалисты прокуратуры. По факту произошедшего возбуждено дело по части 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта».