Триумфальное возвращение талибов

12 июля 2021, 00:00

Как только президент США Джо Байден подтвердил данное его предшественником Дональдом Трампом обещание вывести американские войска из Афганистана, аналитики стали гадать, как долго продержится нынешнее правительство в Кабуле. Пессимисты, утверждавшие, что власть, удерживаемая на штыках американцев, может пасть через несколько месяцев, рискуют оказаться оптимистами. Вывод американских войск идет параллельно с захватом «Талибаном» (признанным в России террористической организацией и запрещенным на территории страны) новых территорий.

MIRWAIS KHAN / AP/TASS
Талибы вновь становятся хозяевами Афганистана

При этом наступление, как правило, не встречает сопротивления со стороны правительственных сил, вооружаемых и обучаемых в течение 20 лет американцами. Отсутствие мотивации к сопротивлению — единственное, что объединяет разбросанные по стране вооруженные силы Афганистана. Если противник прижимает правительственные войска к границе Таджикистана или Ирана, они укрываются в соседнем государстве. Окруженные талибами, солдаты переходят на сторону победителей в надежде, что им простят старые «грехи». Вместе с живой силой «Талибану» досталось огромное количество американского оружия. Сопротивляться продолжает в основном правительственная военная авиация — в силу отсутствия у боевиков современных систем ПВО. К относительным успехам властей можно отнести бои за второй по величине город страны Кандагар, который не сдался без боя лишь благодаря переброшенному из столицы подкреплению.

На фоне разрушающейся, подобно карточному домику, неустойчивой конструкции, сложившейся в стране за последние два десятилетия, США лишь ускорили свое бегство из Афганистана. Официально Байден перенес окончательный срок вывода войск с 11 сентября на 31 августа. Однако издание Politico со ссылкой на два источника в администрации США заявило, что американский военный контингент практически полностью выведен из Афганистана. По их информации, в стране еще остается примерно 600 американских военных, охраняющих посольство США в Кабуле и столичный международный аэропорт. Байден, пытаясь снять с себя всякую ответственность за происходящее, заявил: «Мы пришли в Афганистан не для того, чтобы строить там государство. Определять свое будущее, решать, как управлять страной, — это исключительная прерогатива и зона ответственности афганского народа».

На сегодняшний день талибы заявляют, что контролируют около 85% территории страны, и выражают готовность установить нормальные отношения со всеми заинтересованными сторонами. Прибывшая на переговоры в Москву делегация «Талибана» заверила, что движение не собирается выходить за границы Афганистана. Ранее Таджикистан, обеспокоенный успехами талибов, объявил частичную мобилизацию и запросил помощи у ОДКБ. Президент России Владимир Путин в телефонном разговоре с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном пообещал оказать Таджикистану военную поддержку в связи с ситуацией в соседнем с ним Афганистане. При этом речь идет не о вмешательстве в афганские события, а о гарантиях безопасности Таджикистана. На фоне «Исламского государства» (тоже запрещенного в России) «Талибан» выглядит предпочтительнее, поскольку не декларирует (по крайней мере пока) идею Всемирного халифата и выражает готовность уважать чужие государственные границы.