Если вас, сморенных джетлагом, разбудил вой двигателей несущихся на низкой высоте истребителей, не пугайтесь: это не начало третьей мировой войны. Скорее всего, вы находитесь в Комсомольске-на-Амуре, где в таежной глуши в шести тысячах километрах от Москвы производят лучшие в мире боевые самолеты. Испытывают их здесь же — заводской аэродром Дзёмги находится в городской черте.
Нам показали — правда, по понятным причинам без особых подробностей, —как рождаются новейшие истребители Су-35 и Су-57 — нынешние флагманские изделия авиазавода № 126. Под таким номером предприятие было запущено в 1934 году, теперь это КнААЗ, один из крупнейших самолетостроительных заводов России, входящий в структуру ОАК. Побывали мы и в цехе финальной сборки «суперджетов», на которые приходится уже чуть больше половины всех региональных авиаперевозок в стране.
Господство в воздухе…
Су-35 — российский многоцелевой одноместный истребитель поколения 4++, оснащен бортовой радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой «Ирбис» (разработки НИИП имени В. В. Тихомирова с уникальными характеристиками дальности обнаружения целей) и двигателями с управляемым вектором тяги. Машину отличает улучшенная маневренность и дальность полета, многозадачность бортовых систем при ведении воздушного боя. Су-35С способен развивать максимальную скорость 1400 км/ч у земли и 2500 км/ч (2,25 Маха) на высоте 11 км, дальность его полета на малой высоте составляет 1580 км, а на большой высоте — 3600 км (с двумя подвесными топливными баками — до 4500 км). Практический потолок боевой работы истребителя Су-35С — 18 км, максимальный взлетный вес — 34,5 тонны, из них восемь тонн — боевая нагрузка: высокоточные бомбы и ракеты, включая крылатые ракеты X-35 для ударов по морским целям. Крупное надводное судно Су-35С «видит» за 350‒400 км, установки оперативно-тактических ракет, соединения бронетехники — за 60‒70 км.