Обновление и расширение списочного состава российского гражданского флота — торгового, рыбопромыслового или служебного — дело сугубо полезное и нужное. Вот только практическая реализация этого начинания в последнее время нередко обретает гротескные черты. Например, госконтракты на строительство ледоколов для нашей северной страны выполняет субтропическая Турция.
Речь идет о контракте на строительство аварийно-спасательного ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker 7 ценой 13,3 млрд рублей для Северного морского пути, который ушел турецкой Sefine Shipyard. Что особенно поразительно — на безальтернативной основе, в самой России попросту не нашлось желающих взяться за этот проект.
И это не единичный случай. Та же Турция появляется в контрактах на строительство судов и непрямым образом. Это когда формально контракт получает российская компания, но на практике она не имеет технической возможности его выполнить. Поэтому реально основной массив работ (и добавленной стоимости, заметим) уходит зарубежному — тому же турецкому — производителю. Так, недавно стало известно, что турецкая Kuzey Star Shipyard станет субподрядчиком строительства двух двухтопливных ледоколов для «Росморпорта» общей стоимостью 18,5 млрд рублей. Формально контракт выиграл, подав единственную заявку, подведомственный «Росморпорту» Онежский завод.