Главным ньюсмейкером стала Военно-промышленная компания (ВПК), прежде входившая в группу ГАЗ, а ныне отданная в управление и собственность Дмитрию Стрежневу, ранее также получившему в распоряжение миасский завод УралАЗ). Обе компании в значительной мере используют агрегаты автомобилей ГАЗ.
Например, военный «Соболь-NN». Полноприводные пикап с двойной кабиной и «штабной» микроавтобус с низкой крышей имеют унифицированную с уже представленной «Газелью-NN» трансмиссию и двигатель Cummins в 140 л. с., но шасси облегчено по сравнению с базовой моделью, Принципиальное отличие от нынешнего «Соболя 4×4» — сочетание полного привода с независимой передней подвеской. Блокировки переднего и заднего дифференциалов включаются кнопками. Бросился также в глаза салон от предыдущей «Газели» — Next (но с приборной панелью от NN). Возможно, это следствие армейского упрощения, но не исключено, что такое упрощение унаследует и цивильный «Соболь-NN», ждать которого осталось недолго.
На «соболиных» агрегатах (однако на оригинальной раме) построен и новый внедорожник ВПК, задуманный как младший брат известного «Тигра» (тот, напомним, оснащен агрегатами шасси, унифицированными с БТР). Называется он… нет, не «Пантера», что было бы логично, а «Стрела». В прошлом году арзамасцы показывали его бронированную и плавающую версии, а на сей раз пришел черед версии почти гражданской.
Почему «почти», спросите? Да потому, что попытка унифицировать кузов машины с кабиной «Газели NN» выглядит нелепостью для полноразмерного (габаритами с Hummer H2) внедорожника. Да и не слишком сокращает затраты на подготовку к производству: на дворе XXI век, и в мире, и в России освоено немало современных технологий для малосерийного производства, от гидроформинга до роликового профилирования, обеспечивающих должное качество при скромных затратах на оснастку. Кроме того, слабоват для такой машины (даже в заднеприводном варианте, представленном на выставке) моторчик в 140 л. с., и даже версия этого турбодизеля в 185 л. с. (она устанавливается на «Газели» турецкой сборки) недостаточна. Скорее всего, перед нами не более чем макет — демонстратор возможностей ВПК… а также Конструкторского бюро молодежи (КБМ), созданного при МГТУ имени Н. Э. Баумана и работающего для многих заводов, от КамАЗа до «Русской механики» (их мотовездеходы и снегоходы тоже экспонировались на выставке, но новинок там не было, как не является новинкой ростер «Крым», показанный КБМ в раскраске Военной автоинспекции).
Еще более страшной выглядит новая версия «Урала». Созданный на базе «Урала-43206» грузовик оснащен бронированной кабиной (однорядной версией броне-«Стрелы») и капотом с отрицательным наклоном решетки радиатора. Видимо, по замыслу разработчиков, своим видом эта машина должна наводить страх на противника, но пока ей удалось впечатлить лишь посетителей «Армии-2021».
Однако самая курьезная внешность — у электрического квадрицикла (не путать с квадроциклом) разработки военного технополиса ЭРА. Вполне гражданский двухместный, с посадкой тандемом, кузов (явно от китайской мотоколяски — с дверьми и гнутыми стеклами!) покоится на подвесках от мотовездехода. А для пущей грозности его покрасили в песчано-желтый, навесили площадку для коптера, противоосколочное одеяло и тактический рюкзак (!). Два мотора по 12 кВт, по заявлению разработчиков, обеспечивают максимальную скорость 80 км/ч, а благодаря бесшумности квадрицикл можно использовать для разведки (!) и перевозки раненых (!). Да-да, в кузове, где и двум здоровым допризывникам в гражданской одежде тесновато.
А вот новинка «Алмаз-Антея» ни кабины, ни кузова не имеет и вообще что-то возить пока не в состоянии. И при этом стала главной сенсацией салона. Электромобильный «скейтборд» весит 1200 кг (расчетная полная масса машины — до 2,86 тыс. кг), в него входят два электромотора общей мощностью 435 л. с. (320 кВт) и батарея емкостью 96 кВт⋅ч. Прототип шасси под названием NEVA разработан входящим в концерн Обуховским заводом. Зачем это обуховцам? А в рамках обязательной конверсии: согласно поручению президента от 5 декабря 2016 года доля гражданской продукции для оборонки должна составить не менее 30% к 2025 году и не менее 50% — к 2030-му.
По заявлению алмаз-антеевцев, при выпуске 40 тыс. машин в год стоимость такого «скейтборда» составит 0,8–1,2 млн рублей. Если, конечно, кто-то заинтересуется внедрением в производство для постройки электромобилей или легких грузовиков.