На этой неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представит президенту отчет о результатах мониторинга цен на базовые продукты питания. Прежде антимонопольщики пришли с проверками в крупные федеральные торговые сети и по результатам проверок предложили ритейлерам выработать некую «справедливую наценку» на разные группы товаров, но что это может означать практически, не пояснили. Рынок это понял как попытку ФАС стребовать себе полномочия по установлению предельных наценок в рознице на ряд социально значимых товаров. Производители продуктов питания и розница уверены, что это может привести к сжатию рынка продовольствия и снижению конкуренции. По их мнению, правительство может управлять себестоимостью по всей производящей цепочке не избыточным контролем цен, а снижением административного давления на бизнес, которое ему дорого обходится, а также оказанием адресной материальной помощи малоимущим.
Борьбу с ростом цен на продовольствие правительство начало в прошлом году, почти одновременно с началом пандемии. Предпосылками этого роста стали ажиотажный спрос во время карантина на фоне нарушения производственных цепочек как в России, так и во всем мире. Растущий мировой спрос на продовольствие в конце года привел к росту экспорта продуктов из России, особенно растительного масла, мяса, зерновых, что вызвало дополнительный рост цен на внутреннем рынке. В результате Минсельхоз и Минпромторг заключили с ведущими производителями наиболее подорожавших продуктов — сахара и растительного масла — соглашение о фиксации на них цен на полке в крупных торговых сетях, а вывоз зерна с апреля был обложен экспортными пошлинами. Если замедление экспорта зерна из-за пошлины с радостью восприняли животноводы и мукомолы, то установление временной минимальной цены на сахар и масло не сыграло на руку ни производителям, ни потребителям. «Закрылись несколько сахарозаводов, а у переработчиков продовольствия, использующих растительное масло и сахар, выросли издержки более обычного, — поясняет исполнительный директор “Руспродсоюза” Дмитрий Востриков. — Производители, порой вынужденные отпускать в розницу масло ниже себестоимости, компенсируют потери, повышая цены для переработчиков. Порой масло на полке стоило дешевле, чем оптом. Издержки перекладываются в товары, произведенные из масла и сахара». То есть, сэкономив десять рублей на масле и сахаре, потребитель переплачивает двадцать рублей за майонез и печенье.