Продажи легковых автомобилей в РФ по итогам августа упали на 17% по сравнению с августом прошлого года, до 114,1 тыс. машин, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Месяцем ранее рынок сократился на 6,5%, до 132,64 тыс. машин (см. график). Однако если на статистику июля влияла высокая база второго летнего месяца 2020 года (тогда был снят локдаун, и продажи резко пошли вверх), то сейчас ситуация иная: август прошлого года не был ознаменован аномальным скачком, продажи тогда находились в рамках среднегодовых показателей. Основная причина нынешнего падения продаж непривычна для участников рынка и связана с производственными перебоями ведущих автопроизводителей, в том числе в России.
Нехватка электроники останавливает производства по всему миру
Возникший во второй половине прошлого года дефицит микроэлектроники негативно отразился на развитии автомобильной промышленности. Согласно исследованию Boston Consulting Group (BCG), если в первом квартале текущего года производственные потери мировых автопроизводителей составили примерно 1,4 млн автомобилей, то за период апрель—июнь было уже недовыпущено почти вдвое больше — 2,6 млн единиц. Аналитики прогнозируют, что до конца текущего года на производственных площадках будет «заморожено» еще до 5 млн штук, таким образом, в 2021 году из-за нехватки микрочипов склады автодилеров недосчитаются до 9 млн автомобилей, или порядка 13% их мирового производства.