Несмотря на пандемию и экономический спад, строительный рынок Германии демонстрирует уверенный рост: по данным Федерального статистического управления ФРГ (Destatis), в 2020 году строительство жилых домов в стране увеличилось на 4,6% по сравнению с предыдущим годом и составило 306,3 тыс. единиц. И это рекорд за последние десять лет: показатель строительства в 300 тыс. единиц жилья был превышен впервые с 2001 года, когда он составил 326,1 тыс. объектов. В частности, количество завершенных жилых единиц в новых домах увеличилось на 5%, до 268,7 тыс. Кроме того, специалисты Destatis зафиксировали расширение строительства отдельно стоящих домов (+4,1%, до 87,2 тыс. единиц), а также жилых единиц в двухквартирных (+6%, до 20,4 тыс. единиц) и многоквартирных домах (+7,2%, до 153,3 тыс. единиц). Рост спроса на жилую недвижимость в Германии участники рынка связывают с пандемией: жилая недвижимость стала более востребованной за время локдауна, люди стали проводить в своих домах гораздо больше времени, комфортное и просторное жилье имеет теперь большую ценность. При этом востребованность коммерческой недвижимости в виде офисов и магазинов, напротив, снижается.
На фоне подъема у себя на родине германские компании стремятся развивать присутствие и на российском строительном рынке, который, как и германский, вопреки пандемийным ограничениям тоже демонстрирует прирост (по данным Росстата, в 2020 году в России было построено 82,2 млн кв. м жилья, что на 143 тыс. кв. м больше, чем в 2019-м).
По данным Германской внешнеторговой палаты, в настоящее время в России присутствует свыше ста крупных немецких компаний, связанных со строительством. «В России работает целый ряд немецких компаний, имеющих отношение к строительству, это строительные фирмы, проектные бюро, производители строительных материалов и компонентов, поставщики техники и оборудования для строительства, торговые сети по продаже стройматериалов, — отмечает Андрей Иммореев, генеральный директор компании SLK Cement. — Среди них признанные мировые лидеры в своих отраслях. Можно сказать, что Германия достойно представлена в этом секторе экономики, а немецкие товары и услуги пользуются репутацией качественных и надежных. Об этом косвенно свидетельствует и тот факт, что некоторые российские компании для продвижения своей продукции иногда выбирают торговые марки, созвучные немецким словам: это призвано свидетельствовать об их стремлении показать высокое качество. Немецкие компании хорошо себя чувствуют на этом рынке и, несмотря на сложности, продолжают свое развитие в стране, инвестируют в новые производства и торговые площади, в развитие компетенций своих сотрудников».
Впрочем, аналитики отмечают, что строительные компании из Германии до сих пор отстают от других иностранных застройщиков, прежде всего из Турции. «Надо признать, что немецкие строительные компании гораздо меньше представлены в России по сравнению с теми же турецкими, — говорит Антон Скловец, аналитик инвестиционной компании “Фридом Финанс”. — Среди самых влиятельных можно выделить Hochtief. Однако в самом строительстве немецкая индустрия представлена более точечно. Это, например, качественная сложная строительная техника, строительные технологии, материалы и прочие элементы, без которых трудно представить себе современное технологическое строительство».
Ставка на строительные технологии
Немецкие компании все активнее развивают свое присутствие в секторах выпуска различной технологичной продукции для строительной индустрии. Например, российско-немецкая компания «Баутекс» расширяет свой российский завод в городе
Гусь-Хрустальный, где производит высокотехнологичные материалы (стеклосетки, стеклоткани, композитные материалы и проч.). Помимо этого заметными игроками на российском рынке строительных материалов являются такие компании, как SLK Cement (цемент), VEKA (окна), Wilo (насосные системы), Hafele (системы «умного дома», Lindner (полы, потолки), Siegenia (дверные и оконные системы), Remmers (лакокрасочные материалы), Wolf (климатические и отопительные системы), Knauf (строительные материалы) и другие.
«Если говорить о строительстве самих зданий, то, конечно, представителей немецкого бизнеса нет среди генподрядчиков. Но строительная отрасль — одна из ключевых для немецких компаний, ведь в Германии производится целый спектр товаров, без которых современный дом построить до конца будет довольно сложно, — комментирует Хуберт Берндт, региональный менеджер по развитию компании Wolf GmbH. — Это и гипсокартон, и окна, и оборудование для обеспечения зданий, и сантехника, и многое другое. Проще говоря, немецкие компании являются крупными игроками во всех высокотехнологичных сегментах строительного бизнеса. Заказчики также практически всегда заинтересованы приглашать немецкие компании к участию в строительных тендерах, хотя и не без ограничений, как с государственными объектами или некоторыми регионами».
Конкурентные преимущества германских компаний на строительном рынке в первую очередь связаны с высокой технологичностью предлагаемых ими материалов. «В российской строительной отрасли есть спрос на новые, современные материалы и технологии, — говорит Андрей Иммореев, из SLK Cement. — Как показывает практика, есть сегменты рынка, которые очень быстро откликаются на возможность повышения производительности труда и применения новых материалов в строительстве. Это очень острая проблема, поскольку стандарты строительства и климатические условия страны зачастую диктуют применение дорогостоящих решений, и это ведет к тому, что стоимость строительства оказывается выше, чем для сопоставимых объектов за рубежом. Нехватка рабочей силы на стройках давно стала системной проблемой, и пандемия лишь обострила эту ситуацию. Поэтому вопросы производительности труда очень актуальны в отрасли. Исходя из этого можно предположить, что немецкие компании, которые могут предложить современные технологии и материалы, позволяющие сделать стройку дешевле или быстрее, будут иметь хорошие перспективы. Это относится и к оборудованию для производства стройматериалов: например, импортное, в том числе немецкое, оборудование для производства железобетонных изделий пользуется устойчивым спросом у российских производителей ЖБИ».
Ведущие германские производители электроники тоже видят перспективы российского строительного бизнеса. «В России у нас представлены бизнес-направления в области систем безопасности и отопительной техники. Эти области имеют прямое отношение к классической строительной индустрии, поэтому мы активно сотрудничаем со строительными компаниями», — говорит Штеффен Хоффманн, президент группы Bosch в России.
«Строительный рынок России качественно развивается, здесь наблюдается позитивная динамика роста, — продолжает Николай Самойлов, генеральный директор ООО “Вило Рус” (германское насосное оборудование). — В частности, в российском строительном бизнесе сейчас особенно востребованы энергоэффективные технологии. Например, у нас есть крупный проект с одним российским застройщиком по созданию систем мониторинга насосов, речь идет более чем о 500 насосных установок, которыми нужно эффективно управлять. Для застройщиков с точки зрения постпродажного обслуживания зданий сейчас важно делать ставку на надежное и эффективное оборудование. Крупные застройщики дорожат своим имиджем: когда на верхних этажах нет воды или у жителей холодные радиаторы, это может повлечь за собой как репутационные, так и серьезные финансовые потери. В связи с этим крупные российские компании выбирают оборудование известных германских брендов, когда есть гарантия, что вся техника будет работать без сбоев, не создавая рисков для заказчика».