Пандемия, локдауны, политические неурядицы сильно ударили в ушедшем году по экономическому сотрудничеству России и Германии, которая остается вторым по значимости экономическим партнером РФ после Китая. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ, в 2020 году оборот торговли между РФ и ФРГ упал на 21% по сравнению с 2019 годом, до 41,9 млрд долларов, почти достигнув самой низкой отметки за последние десятилетие: в предыдущий раз столь же значимое сокращение экономического сотрудничества случилось в 2016 году, когда товарооборот достигал дна последних двух десятков лет — 40,2 млрд долларов (см. график).
Однако в текущем году показатели российско-германского делового взаимодействия активно отыгрывают падение: по данным ФТС, по итогам первого полугодия товарооборот России и Германии составил 26,6 млрд долларов, увеличившись на 33,9% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. При этом сальдо торгового баланса между странами восстанавливается после прошлогоднего перекоса в сторону России: экспорт из нашей страны в Германию в первом полугодии увеличился на 46,5% (до 12,7 млрд долларов), в то время как импорт из Германии вырос меньше — на 23,4% (12,8 млрд долларов). Таким образом, торговый баланс между странами сейчас смещен в сторону Германии на 2%, или на 138 млн долларов.
Рост экспортных показателей во многом связан с восстановлением цен на энергоносители, которые продолжают играть основную роль в российских поставках в ФРГ, занимая в них 77,4%. К другим значимым экспортным российским товарам относятся металлы (6,9% поставок), драгоценные металлы (5,1%), древесина (2,4%), продукция химической промышленности (2,4%), машины, оборудование, транспортные средства (2,3%), продовольственные товары (1,2%). Что касается структуры германских поставок в Россию, то здесь, согласно статистике ФТС, продолжают доминировать высокотехнологичные товары: машины, оборудование и транспортные средства (50,5% всех поставок), продукция химической промышленности (27,2%), металлы и изделия из них (6%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (5,4%), а также древесина и целлюлозно-бумажные изделия (2%).
Восстановление инвестиционных потоков
Восстанавливается и деловая активность немецкого бизнеса в России. По данным Бундесбанка, объем чистых прямых германских инвестиций в Россию в первом полугодии 2021 года достиг почти 1,3 млрд евро. Это пока меньше, чем в допандемийный период: в 2018 году немецкие компании инвестировали 3,8 млрд евро, в 2019-м — 2,6 млрд. Однако инвестиционные показатели текущего года выглядят гораздо лучше прошлогодних: в 2020 году объемы финансовых вложений и вовсе продемонстрировали отрицательный результат — по оценкам, отток германского капитала из России составил 370 млн евро.
По данным Российско-германской внешнеторговой палаты (ВТП) всего в России в настоящее время присутствует 3971 компания с немецким капиталом, это несколько меньше, чем ранее (в 2011 году, например, в России насчитывалось пять с лишним тысяч немецкий компаний). В отличие от прошлого года в 2021-м представители германского бизнеса указывают на благоприятные изменения в российском инвестиционном климате: согласно недавнему опросу Германской ВТП, 95% немецких компаний оценивают инвестиционный климат в России как очень хороший, хороший или удовлетворительный. При этом каждая вторая немецкая компания в России планирует в ближайшие 12 месяцев увеличить свои инвестиции в страну. Из опрошенных компаний только 10% опасаются ухудшения или даже сильного ухудшения положения дел, 53% ожидают, что значение России возрастет или сильно возрастет, 38% предполагают, что оно останется неизменным.
«На данный момент немецкие компании в России настроены оптимистично: большинство ожидает улучшения экономической ситуации в стране в ближайшем будущем, — констатирует Маттиас Шепп, председатель правления Российско-германской ВТП. — В частности, мы, со своей стороны, надеемся на скорейшее снятие ограничений авиаперелетов между Германией и Россией, а также на отмену четырнадцатидневного карантина для приезжающих с рабочей целью технических и высококвалифицированных специалистов. Это также важно для проведения немецких ярмарок и выставок в России, которые помогают налаживать полезные контакты. И конечно, нам очень важно взаимное признание вакцин, это значительно облегчило бы жизнь немецким и российским бизнесменам».
«Немецкие компании и немецкие бренды давно и активно взаимодействуют с Россией, — соглашается Антон Скловец, аналитик инвестиционной компании “Фридом Финанс”. — Безусловно, пандемия COVID-19 повлияла на всех, но это не смогло разрушить созданные экономические связи. Самые актуальные темы, которые беспокоят немецкий бизнес в России, — это нестабильный валютный курс и санкционные вопросы с обеих сторон. Несмотря на все эти проблемы, мы все равно продолжаем наблюдать активные немецкие инвестиции в экономику».
Титан, медицина, комбайны
Российско-германское экономическое сотрудничество развивается в самых различных отраслях. В энергетической сфере, безусловно, значимым событием текущего года стало завершение в сентябре строительства газопровода «Северный поток — 2», по которому уже в этом году, по данным «Газпрома», может быть поставлено 5,6 млрд кубометров газа.
В атомной энергетике громкой новостью можно назвать создание в начале сентября совместного предприятия ТВЭЛ (топливная компания «Росатома») и немецкой Hermith GmbH — эта компания со штаб-квартирой в Мюнхене является крупным разработчиком и производителем изделий из титановых сплавов, поставляет титановую продукцию на рынки Европы, США и Канады для нужд аэрокосмической промышленности, а также для автомобилестроения и медицины. По сообщению сторон, новое СП, которое будет называться Hermith Aerospace, займется производством труб и трубных сборок для гидравлических систем летательных аппаратов, а также титановой проволоки, которая будет не только использоваться внутри России, но и поставляться на экспорт. Представители ТВЭЛ указывают, что титановая продукция — один из ключевых драйверов развития металлургического бизнеса компании: по итогам 2020 года ее выручка от реализации титана выросла более чем на 30%, освоен ряд новых продуктов по российским и зарубежным стандартам. При этом создатели нового совместного предприятия подчеркивают, что значимая часть его продукции будет ориентирована на экспорт — в частности, потенциальными покупателями являются крупнейшие авиастроительные компании Европы и Северной Америки, такие как Airbus, Embraer и Bombardier.
В сфере сельскохозяйственного оборудования о масштабной модернизации и расширении своего производства в Краснодаре в текущем году объявила германская компания Claas. В частности, речь идет о развитии выпуска зерноуборочных комбайнов (модель Tucano), на что предполагается направить 950 млн рублей инвестиций. В результате этих работ германская компания рассчитывает увеличить свои производственные мощности до выпуска более 2500 комбайнов в год. Представители компании подчеркивают, что развитие производства в России связано с активным ростом спроса на агротехнику у нас в стране: в этом году краснодарский завод Claas вышел на исторический максимум по отгрузке зерноуборочных комбайнов — с начала года предприятие отправило российским заказчикам в 2,4 раза больше машин, чем в 2021-м.
Активно развивается деятельность немецких компаний в России и в области фармацевтики. Так, B. Braun Melsungen AG недавно объявила, что в 2022 году начнет строительство предприятия по выпуску медицинских изделий в Твери. Инвестиции в проект составят три миллиарда рублей, на эти средства будет построен производственно-логистический комплекс с поэтапным вводом производства медицинских изделий (шовных материалов, ортопедических имплантов, средств дезинфекции). В 2008 году B. Braun Melsungen AG уже приобрела в Твери завод по производству медицинских препаратов (инфузионных растворов) «Гематек», в 2012-м запустила на нем новую производственную линию, после чего мощность предприятия выросла до 38 млн флаконов медицинских препаратов в год.
В химической отрасли концерн Henkel объявил о дополнительных инвестициях в Россию — компания планирует вложить около пяти миллионов евро в расширение производства своего российского предприятия в Тосно (Ленинградская область). Средства направят на установку второй линии по выпуску клеев (используются, в частности, для изготовления мебели), это позволит увеличить общую годовую мощность завода Henkel в России более чем до 25 тыс. тонн в год. Компания также планирует установить на своем российском предприятии новое оборудование для экологичной упаковки.
Представители Henkel говорят, что приняли решение увеличить выпуск своей продукции в России из-за роста спроса со стороны мебельных производств, а также в связи с активизацией потребления этой продукции в странах Восточной Европы, куда клеи поставляются с российского завода. Впрочем, за последний год наблюдались и примеры сворачивания деятельности немецких компаний в России.
Например, крупная немецкая группа их отрасли пищевой промышленности Tönnies объявила о продажи своего бизнеса в России. Принадлежащая ей компания «АПК Дон», которая является одним из крупнейших на Кубани производителей свиней, будет продана за 22 млрд рублей другому иностранному игроку — таиландской CP Foods, которая присутствует в России с 2006 года и специализируется на производстве комбикормов, свинины, мяса птицы. Стоит отметить, что уход Tönnies с российского рынка связан не с падением спроса на сельскохозяйственную продукцию, а с изменением стратегии компании, которой не хватало своих производственных мощностей в России. Вместо того чтобы осуществлять масштабные инвестиции в переработку мяса, Tönnies решила уступить свои активу конкуренту и сконцентрироваться на развитии в других странах (см. «Таиландцы консолидируют российскую свинину», «Эксперт» № 37 за 2021 год).
Будущее в зеленом цвете
Представители германского бизнеса говорят о надежде развиваться в России в разных направлениях, особо перспективными из них называются такие отрасли, как информационные технологии, машиностроение, здравоохранение, сельское хозяйство. «В России традиционно сильно влияние немецких автопроизводителей, производителей бытовой химии, продуктов питания, лекарств, одежды, то есть в России очень популярны немецкие товары широкого потребления, — отмечает Антон Скловец из “Фридом Финанс”. — Основной показатель для покупателей — традиционно высокое качество немецких товаров, что позволяет долго удерживать рынок. Соответственно именно в рамках данных отраслей открываются предприятия на территории России. Есть более специфичные товары, которые появляются в России только посредством экспорта. Это сложное медицинское оборудование, станки, высокоточное оборудование, производящееся исключительно в самой Германии. Немецкие компании желают не просто работать, но и масштабировать свой бизнес в России. На наш взгляд, основная проблема, с которой сталкивается немецкий бизнес, — это бюрократические процессы, отсутствие адресной поддержки малого бизнеса и слабая конъюнктура. Можно создать новый вектор развития, уделив внимание решению данных вопросов, а значимость России для западных партнеров будет неуклонно расти».
В сфере энергетики немецкие компании видят большой потенциал в развитии сотрудничества в области возобновляемых источников энергии, особенно на фоне растущего подъема внимания к «зеленым» технологиям. В частности, немецкий бизнес предлагает России развивать сотрудничество в области экспорта в Германию из России «зеленого» водорода. Германские предприниматели указывают, что, с одной стороны, у России есть значимые водные ресурсы, а с другой — в стране имеются большие мощности атомной энергетики, а также потенциал для развития возобновляемых источников энергии, в результате чего производство, транспортировка и хранение водорода открывают большой потенциал.
Для реализации водородных проектов недавно при Германской ВТП была создана специальная инициативная группа, которая, как сообщается, ведет переговоры с ключевыми игроками формирующегося российского водородного рынка — компаниями «Росатом», «Роснано», «Газпром», «НоваТЭК», Центр компетенции НТИ «Новые и мобильные источники энергии», «H2 Чистая энергетика». Немецкие бизнесмены заявляют, что они прорабатывают возможности реализации пилотных проектов и уже имеют ряд потенциальных немецких партнеров. «Российско-германское сотрудничество в области водорода может послужить диверсификации энергетического экспорта и стать новой моделью климатического сотрудничества с ЕС, — говорится в официальном заявлении Германской ВТП. — На всей цепочке создания стоимости водорода (производство, транспортировка, хранение, применение) существует большой потенциал для обмена технологиями между Россией и Германией. Открытый обмен технологиями может стать фундаментом для налаживания безуглеродного производства водорода (“зеленого”, “голубого” и “бирюзового”) и впоследствии для быстрого и экономически обоснованного развития водородного рынка в обеих странах».
Правда, пока представители германского бизнеса отмечают, что существенным препятствием для развития возобновляемой энергетики в России является незначительный объем внутреннего рынка, а также недостаточное число программ государственной поддержки. В частности, по мнению германских предпринимателей, в России необходимо внедрить национальную систему торговли квотами на выбросы, а впоследствии интегрировать ее в систему торговли квотами ЕС. Это позволит, с одной стороны, сократить трансграничный углеродный налог за счет возможности зачета платежей за выбросы парниковых газов на территории РФ. С другой стороны, национальный рынок углеродных единиц в России может стать одним из крупнейших источников финансирования проектов, нацеленных на снижение объема выбросов парниковых газов.
Немецкие бизнесмены считают, что первый хаб по экспорту «зеленого» водорода из России может быть построен в Мурманской области. Ранее «Роснано» представила пилотный проект по выпуску «зеленого» водорода на базе ветроэлектростанции в Мурманской области, где предполагается выпускать 12 тыс. тонн водорода в год и экспортировать его в ЕС. Инвестиции в этот проект оцениваются в 320 млн долларов, однако пока, по мнению аналитиков, конечная стоимость водорода может оказаться слишком высокой для покупателей, к тому же до конца не проработан вопрос относительно способов доставки его клиентам в Европе.
«Мы наблюдаем все возрастающее значение двух глобальных трендов: цифровизация и декарбонизация, — комментирует Штеффен Хоффманн, президент германской группы Bosch в России. — Компании, которые могут внести свой вклад в эти процессы, имеют достаточно хорошие позиции на рынке — в частности, наша компания предлагает для них продукты и готовые решения. Улучшение политических отношений между Россией и Евросоюзом может позитивно повлиять на бизнес-климат и готовность немецких компаний инвестировать в Россию. Мы, конечно, очень этого желаем. Правительство также может внести свой вклад в трансформацию энергетического сектора. Это может стать хорошим стимулом для немецких компаний, под такой трансформацией мы понимаем уход от ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии. Все действия правительства, содействующие развитию этого направления, будут иметь большое значение для работающих в этой сфере как российских, так и германских компаний».
«В целом мы видим продолжение позитивных трендов развития сотрудничества между германскими и российскими компаниями. Большинство немецких производителей заинтересованы в развитии бизнеса в России, — продолжает Хуберт Берндт, региональный менеджер по развитию компании Wolf GmbH (производит климатические и отопительные системы). — Одни из ключевых и наиболее динамично развивающихся отраслей — это, конечно машиностроение и высокие технологии. Немецкий опыт и разработки активно используются в энергетике, железнодорожном транспорте, строительстве. Среди других перспективных направлений стоит отметить космические технологии и программу по водороду — его производству и использованию в энергетической, транспортной и других отраслях. Безусловно, санкции накладывают свои ограничения. Любой компании, которая реализует свою продукцию в России, требуется соблюдать ограничения, проходить сертификацию. Накладываются также ограничения на участие в государственных программах, что не дает в полной мере реализовать потенциал сотрудничества российского и немецкого бизнеса, однако мы видим в России и в российском рынке большой потенциал, а повышение количества зарегистрированных в РФ немецких производителей говорит о том, что исхода немецких компаний из России ждать в ближайшем будущем не стоит».