В ближайшие недели Санкт-Петербургская биржа разместит свои акции на собственной площадке, а в 2022 году выйдет и на американские биржи. Как ранее упоминал глава СПБ биржи Роман Горюнов, такой разрыв во времени между размещением внутри страны и за ее пределами нужен для того, чтобы, во-первых, удовлетворить уже заметный спрос отечественного (и не только) инвестора, а во-вторых, «показать товар лицом» крупным игрокам западного рынка, то есть инвестхолдингам вроде BlackRock.
А показать есть что. Простой бизнес СПБ биржи — доступ российским инвесторам на зарубежные рынки — и ее доходы растут взрывными темпами. Основной источник дохода — комиссии: биржевой и клиринговый сбор за сделки покупки/продажи, за депозитарные услуги, а также за сделки брокеров, связанные с переносом позиций с кредитным плечом. Услуги клирингового центра за первое полугодие текущего года принесли 1,7 млрд рублей, а организация торгов на фондовом рынке — 1,13 млрд рублей. Цифры за аналогичный период прошлого года были куда скромнее: 0,627 и 0,184 млрд соответственно. Итого совокупный доход (аналог чистой прибыли) в этом, еще не окончившемся, году составил 1,48 млрд рублей против 1,2 млрд за весь 2020-й, то есть по итогам года детище группы брокеров и банков покажет более чем двукратный рост бизнеса.