Ничего рационального

15 ноября 2021, 00:00
DPA/PICTURE-ALLIANCE

Капитализация Tesla, в принципе, может быть какой угодно — триллион, десять триллионов — любые цифры уже несколько лет никак не связаны с бизнесом Илона Маска. Почти четыре года назад мы пытались оценить разумность капитализации Tesla —уже тогда она была неоправданно большой (подробнее см. «Хватит ли у Tesla заряда?», № 4 за 2018 год). С тех пор акции подорожали на 1900% — и стало ясно, что никакие доводы рассудка к детищу Маска неприменимы. Да их никто бы и не послушал: даже среди российских брокеров есть негласный запрет на скептицизм в отношении Tesla, что уж говорить про американский рынок.

Илон Маск не гениальный инженер, как многим хотелось бы верить, он гениальный конъюнктурщик, удачно сыгравший на стремлении США подчинить нефтяной рынок и на декарбонизационной истерии. Вот как описывает это Эшли Вэнс в книге «Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее»: «Чем глубже О’Коннелл (Диармайд О’Коннелл, вице-президент по развитию бизнеса Tesla. — “Эксперт”) изучал вопрос зависимости США от иностранной нефти, тем в большее отчаяние он впадал. “Моими клиентами были в основном командиры частей — люди, отвечавшие за зону Латинской Америки, а также люди из Центрального командования США, — рассказывал О’Коннелл. — По мере того как я беседовал с ними и изучал вопрос самостоятельно, я понял, что даже в мирное время огромная часть наших ресурсов была направлена на поддержку экономической инфраструктуры на основе нефтяного трубопровода». Маск принял О’Коннелла на работу и тут же отправил его в Вашингтон — выяснить, на какие налоговые льготы могла рассчитывать компания Tesla со своими электромобилями. Одновременно О’Коннелл подготовил заявку в Министерство энергетики США на получение стимулирующего займа. <…> В январе 2010 года Министерство энергетики США подписало с компанией Tesla соглашение о предоставлении ссуды в объеме 465 млн долларов. Эта ссуда оказалась существенно крупнее, чем компания надеялась получить от правительства. Компании требовалось еще одно неожиданное финансовое поступление — или дармовой автозавод. И она получила его в мае 2012 года. Совершенно неожиданно выяснилось, что Tesla может заполучить завод площадью 5,3 млн квадратных футов (примерно 492 тыс. м2). В апреле 2010 года с конвейера завода сошел последний автомобиль Toyota Corolla, а всего через месяц компании Tesla и Toyota объявили о партнерстве и о передаче завода. Компания Tesla согласилась заплатить 42 млн долларов за значительную часть завода (когда-то стоившего миллиард), a Toyota инвестировала в Tesla 50 млн долларов в обмен на 2,5 % акций компании. Фактически Tesla бесплатно получила в свое распоряжение автомобильный завод, включая массивные штамповочные автоматы и другое оборудование».

Еще одна важная деталь: Маск создал Tesla, полностью опираясь на задел традиционных автомобильных концернов. Инженеры Tesla перед началом работы над Model S купили Mercedes CLS-класса и взяли его за отправную точку своей работы над Model S. «За три месяца работы команда специалистов Tesla фактически создала электронный Mercedes CLS. Компания Tesla использовала этот автомобиль, чтобы добиться расположения инвесторов и потенциальных партнеров». — рассказывает Вэнс. Сейчас традиционные автоконцерны стремительно догоняют поезд электрокаров. Вряд ли Маск сможет тягаться с производителями, привычно штампующими миллионы авто, хотя он со своими заводами и рассчитывает это сделать. Но в любом случае цены на акции Tesla закладывают такой рост продаж, который никогда не станет возможным — в мире просто нет спроса на такое количество роскошных электромашин. Спуск Tesla с пика капитализации, скорее всего, будет долгим, но он неминуем.