Минск играет в кальмара: как беженцы превратились в оружие Лукашенко

Нурлан Гасымов
15 ноября 2021, 00:00

Почему Белоруссия стала транзитной зоной для нелегальных мигрантов с Ближнего Востока, а Европа отказывается их принимать. Сколько стоит убежать из Ирака в Германию

ЕРА

Миграционный кризис на белорусско-польской границе привел к региональной эскалации и даже полувоенной обстановке. Около четырех тысяч мигрантов с Ближнего Востока пытаются прорвать кордон, проникнуть в Польшу и дальше проложить путь на запад, по возможности в Германию. Чтобы сдержать яростный поток отчаявшихся людей, в ход идут дубинки, кулаки, слезоточивый газ и резиновые пули.

Для поддержки польских пограничников подтянулись около 15 тысяч военнослужащих с техникой. Спешно возвели забор из колючей проволоки. Этому примеру на всякий случай последовали и в соседней Литве, которая ранее уже участвовала в подобной акции белорусских властей. В Минске как минимум не предпринимают усилий, чтобы урегулировать кризис, и превращают беженцев в политическое оружие.

На границе образуются многокилометровые очереди большегрузов, следующих в Россию и Казахстан. С начала месяца время ожидания перехода составляет от 40 до 80 часов, каждый день простоя обходятся компаниям в 500 евро. Ежегодно через Белоруссию транзитом в Центральный федеральный округ РФ и в Казахстан следуют 80‒90% европейских товаров, более восьми миллионов тонн грузов.

Мигранты кое-где переходят границу, но большей частью скапливаются на разных участках, разбивают палаточные лагеря и готовятся к длительной осаде. К ним присоединяются всё новые группы курдов, сирийцев, иракцев.

С начала года через территорию Белоруссии, по данным польских властей, в их страну пытались проникнуть около 30 тысяч человек, из которых более 17 тысяч — в октябре. Эта цифра не идет ни в какое сравнение с «великим переселением народов» 2015‒2016 годов, когда счет шел на сотни тысяч. Сегодняшние беженцы не несут серьезной нагрузки для экономики и безопасности Европы. Другое дело, что мигранты становятся ценной разменной монетой в политических разборках.

Текущий миграционный кризис от кризисов предыдущих лет отличает чрезмерная его политизация. С самого начала Варшава и ряд государств ЕС обвинили Минск в проведении «гибридной войны». «Белоруссия несет ответственность за кризис, использование мигрантов режимом Лукашенко как гибридной тактики является бесчеловечным, незаконным и неприемлемым», — говорится в пресс-релизе НАТО.

Не забыли на Западе упрекнуть и Россию. Некоторые политики считают, что именно Москва является «главным заказчиком агрессии» против европейских государств. Еврочиновники предложили расширить санкционное давление по отношению к белорусским физическим и юридическим лицам. И даже ввести ограничения против российского авиаперевозчика «Аэрофлот» и Turkish Airlines, поскольку те якобы причастны к доставке в Минск мигрантов. Авиакомпании опровергли свою причастность, пригрозили подать в суд за клевету, а в Москве намекнули, что в подобном случае закроют небо для европейских рейсов.

Отменили визы, увеличили количество рейсов

Кризис на восточной границе Евросоюза вызревал не один месяц. Главным триггером нынешнего конфликта послужили санкции против Белоруссии после принудительной посадки лайнера ирландской авиакомпании Ryanair в Минске в мае этого года и ареста белорусского оппозиционера, блогера Романа Протасевича прямо на борту самолета.

Тогда президент Александр Лукашенко в национальном парламенте в жесткой манере отчитал европейских лидеров: «Мы останавливали наркотики и мигрантов — теперь будете сами их есть и ловить». Через неделю, снова обращаясь к ЕС, белорусский президент добавил: «Мы не будем больше держать тех, кого вы гнобили в Афганистане, Иране, Ираке. У нас нет на это ни денег, ни сил в результате ваших санкций».

Последующий миграционный кризис усугубил еще и тот факт, что западные лидеры не признают легитимность переизбрания Лукашенко и фактически разорвали все прежние договоренности, а на диалог с ним идти не желают.

«Позиция белорусских властей вполне логична и обоснованна. Раньше польские, литовские и белорусские пограничники совместно охраняли границы и сообща решали проблемы с миграцией, — пояснил ведущий эксперт Российского института стратегических исследований Олег Неменский. — Теперь Варшава отказывается иметь дела с Минском, а тот, в свою очередь, не считает нужным выполнять свои обязательства, которые главным образом важны только соседям».

Сразу после выступлений белорусского президента кривая миграции в Европу через Минск резко пошла вверх. И первой последствия смены политики осознала Литва. Если по итогам прошлого года литовцы выявили всего 90 нелегалов, то в начале третьего квартала у белорусской границы были задержаны уже свыше 2300 человек, подавляющее большинство которых прибыли из Ирака.

На увеличение миграционного потока и практику использования Белоруссии в качестве транзитной зоны повлияла отмена Минском в прошлом году визового режима с 76 государствами, главным образом с бедными африканскими и мусульманскими странами. Количество авиарейсов в Минск из Африки и с Ближнего Востока резко увеличилось. К примеру, до недавнего времени из Багдада в белорусскую столицу летали лишь один-два самолета в неделю. А в этом году количество рейсов достигает четырех.

В белорусском транзите иностранцев привлекают и дешевые туры. Иракские туристические компании предлагают путевки на отдых в Минске за 500‒1000 долларов, причем цены с начала года снизились примерно на 30%. В пакет входит авиаперелет, виза, страховка, номер в гостинице, а также несколько экскурсий.

Активное информационное сопровождение, демократичные цены и близость постсоветской республики к ЕС принесли свои плоды. С начала года Минск неожиданно стал одним из самых популярных маршрутов для ближневосточной республики. Причем интерес иракских «туристов» к Восточной Европе настолько вырос, что багдадским властям по просьбе европейских чиновников пришлось на время прикрыть все рейсы, следующие в Белоруссию.

И это не сильно помогло. Для перелета в Минск иракские граждане едут в Стамбул, откуда в Белоруссию самолеты летают ежедневно. Согласно данным совместного расследования центра «Досье» и Der Spiegel, координирует поток нелегальных мигрантов в Европу белорусская государственная туристическая компания «Центркурорт», которая входит в структуру Управления делами президента Беларуси. С этой целью компания заключила договор о сотрудничестве «в развитии международного туризма между странами арабского мира и Республикой Беларусь», говорится в документе «Центркурорта». Кроме того, фирма предоставляет визы иракским гражданам, хотя этим должен заниматься МИД страны.

Траты на перелет и размещение в Белоруссии занимают лишь малую часть расходного бюджета потенциального беженца. Для того чтобы оказаться в заветном государстве Евросоюза выходцы с юга пользуются услугами контрабандистов — их цены в разы опережают стоимость «горячих туров». Так, согласно данным белорусского издания Reform.by, цена за переезд в Германию или другую центральноевропейскую страну может составлять от 30 до 85 тысяч долларов.

У кого таких денег нет, могут самостоятельно испытать удачу на границе. Для координации подобных акций мигранты подключаются к закрытым группам и чатам в социальных сетях, делятся опытом, указывают на интерактивной карте лазейки для переходов на европейской границе.

Примечательно, что в прежние годы потенциальные беженцы обходили Белоруссию стороной. До переизбрания Лукашенко белорусские пограничники отлавливали всех нелегальных мигрантов, выписывали им большие штрафы и депортировали на родину с запретом на въезд сроком на пять лет. Кроме того, как говорят, раньше белорусские власти денежно поощряли пограничников за поимку контрабандистов, а теперь это фактически не приветствуется. Силовикам больше не дают указаний закрывать тот или иной уязвимый участок границы с ЕС. На задержанных нелегалов не заводят административные дела, и они более не помещаются в спецприемник до депортации. Такое равнодушие к национальной безопасности можно объяснить разве что желанием насолить соседям.

В августе агентство ЕС по безопасности внешних границ Frontex распространило видеозапись, в которой колонну мигрантов из Ближнего Востока в сторону литовской границы предположительно сопровождал белорусский автомобиль погранвойск. А министр обороны Литвы Арвидас Агушаускас в эфире национального телевидения и вовсе объявил, что белорусские пограничники инструктируют нелегалов, как им вести себя во время допросов, предварительно уничтожив удостоверения личности.

Принуждение к диалогу

Лукашенко отнюдь не стал первопроходцем в новейшей истории, который использует миграционный кризис в качестве инструмента давления на оппонентов. Схожим образом действовал турецкий президент Реджеп Эрдоган. Много лет на фоне обострения ситуации в сирийском Идлибе и разгорающегося конфликта в Восточном Средиземноморье он шантажировал Европу и угрожал Брюсселю открыть шлюзы миграционной волны на Запад. А сирийских беженцев в Турции очень много — порядка двух-трех миллионов человек. «И эта политика определенно приносит результаты. На Западе прислушиваются к Эрдогану в вопросах региональной политики. К тому же за содержание беженцев ему хорошо платят», — рассказал «Эксперту» гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

Судя по всему, аналогичных результатов добиваются и в Минске. «Это некая политика принуждения к диалогу. Конечно, Лукашенко не хочется оставаться изолированным, он доказывает соседям, что они не могут обойтись без Белоруссии. Добиться если не снятия санкций, то хотя бы признать его де-факто в качестве легитимного президента», — заключает Кортунов.

Сам белорусский лидер отрицает свою причастность к увеличению потока иностранных граждан. И сравнивает жесткие действия польских пограничников по отношению к мигрантам с методами гестапо.

Сходящая с политической авансцены Ангела Меркель попросила президента России Владимира Путина повлиять на Белоруссию и прекратить давить границы ЕС миграционным оружием. Москва лишь посоветовала в ответ общаться напрямую с белорусским лидером.

Еще интереснее высказался другой немецкий политик, представитель парламентской группы по иностранным делам бундестага Нильc Шмид. Он заметил, что подобные проблемы с мигрантами можно решать через санитарные зоны в других странах, например в Украине. Там беженцы будут проходить процедуру получения убежища, адаптироваться и, возможно, становиться в очередь на переселение в Европу. Или не становиться, по ситуации. Это не первое предложение такого рода в отношении Украины, и вполне рабочее. Вопрос цены.