«Сандро, говорят, у вас в России молодежь интересуется мотоциклами? А у нас… Эх-х-х…» Беседы в кулуарах Миланского и Парижского мотосалонов, на «дружеских ужинах» во время пресс-тест-драйвов новинок и за обеденным графином кьянти при посещении мотозаводов обязательно касались этой темы. Мол, после нас ничего не останется, тинейджеры предпочитают скутерам айфоны, мотоциклам — симуляторы, а гонкам — аквапарки. На дворе стояли сытые (и не только для россиян) «нулевые».
И правда: статистика продаж и топ-10 бестселлеров европейских и американских рынков свидетельствовала отнюдь не в пользу «молодежных» моделей, а после кризиса-2008 и вовсе произошел тотальный передел рынков, поднявший в топ дорогие мотоциклы премиум-сегмента, уже всем своим видом демонстрировавшие предназначенность для тех, кому далеко за сорок.
А ведь так было не всегда. Со второй половины 60-х львиная доля продаж итальянских и японских мотоциклов на рынках Старого и Нового Света приходилась на 50‒350-кубовые мотоциклы «молодежно-развлекательной» направленности, более яркие и стильные, чем их «большие» собратья, и при этом доступные по цене. Парадоксально, но рынок СССР был вполне «в русле мировых тенденций»: с начала 1970-х минимум треть из более чем миллионных продаж мотоциклов и мопедов приходилась на городскую молодежь 16‒28 лет. Более того, в этом количестве доминировали не дешевые, но доступные благодаря накопительным программам для родителей 350-кубовые мотоциклы, разработанные специально для молодежи: с 1974 года «Иж Планета-Спорт», а год спустя к ней присоединился CZ-472, разработанный чехами специально для рынка СССР на основе 250-кубовой модели, в отличие от нее никуда, кроме Союза, не поставлявшийся. Оба, правда, уже на тот момент безнадежно устарели относительно «западной» техники, но на закрытом рынке это было и несущественно для производителей, и неведомо для потребителей.