В среднем в нашей стране, по разным оценкам, ежегодно образуется от 0,6 до 1 млн тонн медицинских и биологических отходов. Лекарства и упаковка от них отправляются на свалки, где вместе с другими отходами захораниваются, постепенно попадая в грунтовые воды. Мало кто знает, что такой мусор крайне токсичен. Даже после переработки его запрещено использовать, например, для производства детских товаров или упаковки продуктов питания. О том, что делать с этими опасными отходами и какие шаги каждый из нас может предпринять уже сейчас, рассказывает Ирина Никулина, генеральный директор компании «Буарон» в России.
— С чем связан интерес компании «Буарон» к такой непростой теме, как утилизация фармацевтических препаратов?
— Бизнес, связанный со здоровьем, всегда выходит за рамки делового интереса. Работая в отрасли, мы просто обязаны следовать этическим принципам. Лекарства — это не стандартный «товар», не бытовая категория. Это должны понимать как потребители, так и производители медикаментов. И требования к их качеству и экологичности существенно выше, чем к другой ежедневно окружающей нас продукции. Сейчас наступило такое время, когда вопросы экологии, сохранения окружающей среды и здоровья людей вышли на первый план. И фармпроизводителям стоит работать над экологизацией формул своих препаратов или хотя бы брать на себя просветительскую функцию в вопросах экологичной утилизации неиспользованных лекарств.
Сегодня получение так называемых экологических сертификатов не является для фармотрасли обязательным. К сожалению, такой аспект, как экологичность, когда дело касается лекарств, уходит на задний план, ведь если человеку больно или речь идет о спасении его жизни, то влияние на экологию, пожалуй, последнее, о чем думают и врач, и пациент. Но ведь есть лекарства поддерживающие, которые принимают постоянно, самостоятельно, и вот в этой ситуации задуматься об экологии и сделать выбор в пользу безопасных и экологичных, но в то же время эффективных препаратов человек вполне способен. Однако ответственные производители, которые осознанно относятся к влиянию на экологию, самостоятельно получают их. «Буарон» — один из флагманов этого направления. Мы придерживаемся правил, ограничивающих вредное воздействие на окружающую среду, стараемся максимально сокращать использование природных ресурсов, да и сама линейка лекарств сделана исключительно из натуральных природных компонентов.
— Но ведь проблема воздействия препаратов на окружающую среду не только российская.
— Это давно уже глобальная проблема, которую обсуждают не только экологи, но и власти мировых стран, и бизнес, особенно социально ответственный. По данным Международного союза охраны природы, в водах Мирового океана ученые уже сегодня обнаруживают следы анальгетиков, антибиотиков, гормональных препаратов и противовоспалительных средств. Надеюсь, каждого из нас заставят задуматься цифры недавнего исследования Института водных проблем РАН. Исследования воды, которую ежедневно используют жители Москвы и Подмосковья, показали, что в ней содержится более 40 действующих лекарственных средств, свыше десятка вспомогательных веществ и 38 метаболитов. Как такие вещества попадают в воду? В том числе из-за того, что потребители неправильно утилизировали лекарства и их упаковку.
— Чем же так опасны лекарства для окружающей среды?
— Опасны не только лекарства. Опасна и их упаковка, и ампулы с остатками химических составов. Даже простая вата, которую использовали при инъекции, может наносить вред окружающей среде. Список можно продолжать бесконечно. И многие знают, что лекарственные препараты являются опасными отходами. Но не все понимают, что нельзя просто так отправлять их в мусорный бак, на свалку или сливать в домашний водопровод. Более того, даже те препараты, которые были использованы по назначению, могут уже в виде метаболитов сохраняться в окружающей среде. Именно поэтому любые лекарства нужно использовать по потребности, а утилизировать грамотно. В то же время количество потребляемых лекарств — особенно в пандемию — резко возросло. Сегодня каждая российская семья в среднем тратит на лекарства около 20 тысяч рублей в год. А только за прошлый год на одного россиянина в среднем пришлось более 30 упаковок лекарств. Можно представить, сколько из этих лекарств было выброшено из-за ненадобности или истекшего срока годности.
— Могут ли потребители лекарств каким-то образом самостоятельно изменить ситуацию?
— Фактор экологичности лекарств постепенно приобретает смысл и для самих пациентов. Многие россияне уже проявляют интерес к теме утилизации медотходов. Так, согласно последним опросам, более 70 процентов наших граждан задумывались об аспектах экологичности лекарственных препаратов. При этом до сих пор почти 80 процентов таблеток отправляются в мусорную корзину или канализацию. По данным опросов, почти половина россиян не владеет актуальной информацией об утилизации лекарств, 48 процентов отмечают, что никогда не задумывались о том, как поступать с просроченными лекарствами. Совсем отказаться от лекарств в наше время, конечно, не получится. Но можно работать над сокращением количества потребляемых препаратов, попросту не покупая их впрок. А для лечения банальных симптомов (неосложненный кашель, насморк, ушибы и так далее) отдавать предпочтение натуральным препаратам, которые не оставят токсического следа в природе. Это и фитотерапия, и гомеопатия.
— Какие шаги уже сегодня можно предпринять для поддержания экофармацевтики?
— К сожалению, сегодня в России об этом неохотно говорят. И мы призываем каждого принять личное участие в формировании экологических процессов. Ведь от того, как сегодня складываются наши отношения с окружающей средой, зависит будущее целых поколений. Можно начать с простых вопросов: какие лекарства я выбираю для лечения? безопасны ли они? какие компоненты входят в их состав? как они действуют на мой организм и впоследствии на окружающую среду? что я вообще знаю об их производителе? Большинство из нас знает, что раз в году следовало бы проводить ревизию домашней аптечки, избавляясь от не пригодившихся препаратов или лекарств с истекшим сроком годности. Стоит также побыстрее оставить привычку самостоятельно, без назначения врача принимать серьезные лекарства. Это не только вредно для здоровья, но и кратно увеличивает спрос на препараты, которые потом отправляются в ту же канализацию. И раньше в домашних аптечках россиян можно было без труда найти порядка семи видов разных антибиотиков, но похоже, что сегодня их количество только растет.
— Что именно компания «Буарон» делает для продвижения принципов «зеленого» подхода?
— Стоит понимать, что мы выпускаем лекарственные препараты, лечебную косметику и товары для здоровья, которые поддерживают стремление людей заботиться о своем организме. На сегодняшний день гомеопатическое лечение — это второй по распространенности на планете метод комплементарной медицины. Подобные препараты сами по себе позволяют делать терапию более персонализированной и безопасной.
Для нас важен каждый пациент. Мы придерживаемся персонализированного подхода и избегаем агрессивных компонентов, чтобы у наших лекарств был минимум нежелательных эффектов. В основе препаратов лежат натуральные природные компоненты растительного, животного или минерального происхождения. В то же время гомеопатия сертифицируется по европейским стандартам GMP и проходит полный цикл регистрационных процедур, включая клинические исследования. Гомеопатические препараты не оказывают действия «против чего-либо» (антибиотическое, противовоспалительное), но действуют «про», активизируя собственные ресурсы организма для борьбы с заболеванием.
Сегодня у нас есть возможность выбирать наиболее безопасное и эффективное лечение для конкретного случая. А это, безусловно, позволит избежать злоупотребления сильнодействующими лекарствами в ситуациях, когда они не являются незаменимыми, оградить себя от нежелательных эффектов, отсрочить возникновение антибиотикорезистентности, воздействовать на причину заболевания, а не только на ее внешнее проявление. В российской практике немало примеров успешного и систематического применения гомеопатических препаратов в сочетании с другими лекарствами. Кроме того, «Буарон» фактически является автором идеи экоутилизации препаратов, проводником экологичного отношения не только к природе, но и к людям. Эту идею мы транслируем постоянно, на всех уровнях. Для этого мы, в частности, разрабатываем и продвигаем социальные проекты.
— Можете привести конкретные примеры?
— Мы первыми в Москве создали специализированные пункты приема просроченных и ненужных лекарств у населения — Pharma-Ecobox. Пункт был установлен на территории пространства Artplay в партнерстве с Национальной экологической компанией, технологии которой позволяют максимально безопасно обезвреживать препараты. Проект достаточно прост: люди собирают лекарственные отходы и приносят их в экобоксы для дальнейшей переработки. Обо всем остальном позаботимся мы. Таким образом компания «Буарон» стремится помочь населению сформировать такую одновременно простую и полезную привычку безопасно утилизировать лекарственные отходы. До этого момента даже самые заинтересованные люди фактически не имели возможности правильно утилизировать ненужные или использованные препараты. Но потребность в этом существует, и мы считаем крайне важным продолжать работу в этом направлении, увеличивая количество таких экобоксов. Их появление — первый, но очень важный шаг не только навстречу грамотной утилизации лекарств, но и к формированию ответственного отношения к самому себе и к своему лечению. Наша цель — поддержать экоповестку и в бизнесе, и в ежедневном ответственном подходе к окружающей среде — как со стороны компаний, так и со стороны потребителей.