Сварились в цифровом раю

6 декабря 2021, 00:00

Уважение к власти, к государству российского общества имеет глубокие исторические и культурные основания. Но, кажется, государство серьезно ошибается, рассчитывая проводить любые модернизационные эксперименты без последствий. И причинами потенциальных разногласий с населением может стать вовсе не политическая безальтернативность, пенсионная реформа или падение уровня жизни. А вопросы ценностного характера, ответы на которые навязываются без содержательного разговора.

Раскол на «ваксеров» и «антиваксеров» возник не на пустом месте, из-за дремучести населения или внезапности пандемических вызовов. Его спровоцировали непрофессионализм чиновников, нежелание собирать данные и делиться ими, разговаривать с людьми и убеждать их. Вызревает и другая пропасть в понимании того, что «лучше для народа», - тотальная цифровизация буквально всех сфер жизни. Безусловно, это мировой тренд, но проблема коммуникации власти и населения в России усугубляет вопрос.

Чиновники преподносят «цифровой рай» как высшее благо и главный маркер своей эффективности. До недавних пор мы только восхищались повсеместными удобствами бюрократической эволюции: службы «одного окна», МФЦ, электронные очереди, личные кабинеты, уличные камеры. Это был правильный сервисный контур современного государства вокруг цифровой среды потребительского общества — мобильных банков, стремительной доставки товаров, интернет-торговли.

Но незаметно мы сварились в теплом молоке комфорта и уюта, а затем обнаружили государево око в непосредственном личном пространстве. И теперь властный порыв невозможно остановить: в «цифру» вложены миллиарды, подрядчики жаждут новых проектов. Причем проблема уже не только в ограничении личных свобод. Возникают все новые и новые цифровые контуры, дублирующиеся и пересекающиеся. Мы в «цифровой тени» (термин, употребляющийся в связи с цифровизацией предприятий) вернулись к истокам: цифровое государство становится неудобным, а бюрократия излишней.

В этом номере мы подробно анализируем новый законопроект о введении паспорта болельщика — Fan-ID. Он вызвал принципиальный протест футбольных фанатов, но, скорее всего, будет принят, причем для всех видов спорта. Однако эта история шире, не про спорт. При внимательном разборе оказалось, что проблемы фанатского насилия давно нет, а существующие средства мониторинга успешно справляются с отдельными инцидентами. Тогда как именно этими аргументами чиновники объясняют желание потратить сотни бюджетных миллионов.

Таких историй уже вполне достаточно, чтобы начать «взбивать сливки». Наверное, удобно платить в метро «лицом», но неприятно, когда твоим «лицом» мошенники вскрывают личные банковские счета. Забота о здоровье понятна, но когда «социальный мониторинг» начисляет многотысячные штрафы, которые нельзя оспорить, обидно. Потом выясняется, что «Ростех» разрабатывает систему предсказания массовых беспорядков и митингов. И уже не кажется, что тайна передвижения такая ненужная штука.

Когда вводили систему «Платон», перевозчикам обещали массу скидок и удобств. Теперь датчики стоят повсеместно, суммарный налог вырос до небес, и никаких компромиссов по цене. Необходимость системы маркировки шуб, обуви, табака, лекарств объясняли борьбой с серым импортом. Но сейчас добрались до остальных рынков, которые не страдали от контрафакта. Издержки ушли в цену, многие малые предприятия закрылись. На молочном рынке уже работает система «Меркурий» от Минсельхоза, которая отслеживает движение сырья по всей цепочке и борется с фальсификатом. Неясна целесообразность маркировки пива, сбыт которого уже давно и надежно отслеживается введенной несколько лет назад для алкогольной продукции системой ЕГАИС.

«Люди — новая нефть» — так совсем недавно стали говорить маститые интернет-маркетологи, рассчитывая, кому какую показать рекламу в сети и где открыть новую точку продаж сотовых телефонов. Никто и не предполагал, как быстро цифровизация заполонит общественно-политическую сферу. Но, кажется, с тем, что они нефть, люди не очень согласны.