А гендиректор ГК Cbonds Сергей Лялин предположил, что спустя пару лет все выпуски будут так или иначе иметь статус ESG.
Половину текущего объема ESG-бумаг в этом году обеспечила Москва: в мае столица разместила первый в стране субфедеральный выпуск «зеленых» облигаций. Город занял деньги на электробусы и строительство Большой кольцевой линии метро.
Пообещав послабления банкам за ESG-активы, ЦБ облегчил также жизнь эмитентам «зеленых» и социальных бондов: в октябре он отменил правило, согласно которому, если компания нецелевым образом тратит деньги от ESG-выпуска, инвесторы могут потребовать досрочного погашения. Теперь эмитент волен прописывать в документах любые варианты — скажем, не возбраняется направить полученные от ESG-выпусков деньги на рефинансирование старых долгов, при условии что эквивалентная сумма все же пойдет потом на обещанные цели.
В целом ESG для российских компаний сейчас хорошая возможность занять на более длинный срок, но все ждут, что на нашем рынке появится и разница в ставках между ESG и не имеющими такой маркировки бондами. В Европе буквы ESG могут опустить ставку купона вдвое.
Возможно, ESG-тренд выльется в гораздо более узкую специализацию выпусков. Директор департамента корпоративных финансов МТС Александр Смирнов (МТС заняла в 2021 году 4,5 млрд рублей на подключение школ и больниц к высокоскоростному интернету), заявил, что инвесторам становятся все интереснее адресные выпуски, возможно даже на проекты, реализуемые в конкретном регионе.