Долгое время Казахстан считался центральноазиатской и постсоветской «историей успеха». Он не был самой развитой советской республикой и явно отставал от Украинской и Белорусской ССР по ключевым душевым показателям. В постсоветский период страна совершила рывок и достигла второго после России показателя ВВП на душу населения в СНГ, а также стала второй и по общему объему экономики, обойдя значительно более населенную Украину. При этом мощная нефтяная промышленность была создана почти с нуля в постсоветский период. Одним из важнейших секретов успеха были огромные иностранные инвестиции, среди стран СНГ Казахстан был несомненным лидером по их привлечению.
Такой успех в привлечении иностранных инвестиций маловероятен без успешного проведения неолиберальной политики, образцом которой долгое время считался так называемый Вашингтонский консенсус МВФ. Обычно она в общих чертах сводится к максимальной либерализации, внедрению принципов рыночной экономики, минимизации социальных расходов и государственного сектора, соблюдению интересов инвесторов, а также к сохранению макроэкономической стабильности. Кстати, МВФ — структура, в сферу ответственности которой должны были входить преимущественно развитые страны.
Другая ключевая мировая экономическая организация — Всемирный банк, отвечающий за страны развивающиеся, — всегда относилась к принципам неолиберализма критически (в связи с этим достаточно посмотреть на публикации Джозефа Стиглица, лауреата Нобелевской премии и главного экономиста ВБ). Однако подавляющее большинство постсоветских стран следовало с 1990-х годов именно рекомендациям МВФ.