Мировой тренд на ESG-повестку захватывает и российский бизнес: компании наращивают объемы выпуска бондов для финансирования проектов, направленных на устойчивое развитие. Так, по результатам 2021 года сектор устойчивого развития Московской биржи вырос в 13 раз. Общий годовой объем размещения составил 154 млрд рублей против 11,5 млрд в 2020 году. ESG-инструменты позволяют компаниям привлечь дешевое долгосрочное финансирование и позитивно позиционировать себя в глазах зарубежных инвесторов. Делать это все проще: новые инициативы Центрального Банка благоприятствуют теме ESG. Но есть риск, что компании будут использовать ее для пиара, а не для ответственного инвестирования.
Особенности национальной устойчивости
Сектор устойчивого развития Мосбиржи появился еще в 2019 году: он поощряет финансирование компаний, нацеленных на экологическую, социальную и корпоративную ответственность (ESG). Облигации могут войти в этот сектор, если выпуск, компания или инвестиционный проект соответствует принципам в области «зеленого» и социального финансирования Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) или организации «Инициатива климатических облигаций» (CBI). Требуется также независимая внешняя оценка проспекта эмиссии, использования средств, отбора проектов и отчетности эмитента. После размещения выпуска компании обязаны раскрывать информацию о том, куда идут привлеченные деньги. Это нужно, чтобы соответствовать международной практике ESG-финансирования, а также предотвратить случаи гринвошинга — эксплуатации экологической повестки без достаточных оснований.
Сейчас российский рынок ответственного инвестирования ищет компромисс между зарубежными ориентирами и реалиями российской экономики. И новые правила Мосбиржи, принятые в конце 2021 года, допускают включение облигаций в сектор устойчивого развития на основании лишь российских принципов и критериев.
До реформы правил листинга Московская биржа подчеркивала, что в России требования к эмитентам намного строже, чем за рубежом: например, у нас не допускалась верификация (признание соответствующим ESG-целям) всей компании или ее политики вместо конкретных проектов, под которые привлекается финансирование. Но последние регуляторные меры в вопросах отбора и верификации облигаций ESG говорят о том, что правительство и ЦБ намерены стимулировать рост объемов этого сектора.
Новые отечественные ESG-стандарты (таксономию) правительство РФ утвердило относительно недавно — в сентябре 2021 года постановлением № 1587. Возникает вопрос: почему при наличии по-прежнему открытых вопросов о критериях ESG-проектов в европейской таксономии российские ведомства пытаются сформулировать собственные критерии? Таксономия создает единый язык и единое понимание, какие проекты к какой категории и на основе каких критериев относятся к ESG, пояснила «Эксперту» участник рабочей группы по формулированию отечественных критериев, созданной Минэкономразвития, Светлана Бик, руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития».