Рынок общепита в России странный. Новые кафе открываются каждый день. Но через день они закрываются, и на их месте появляются другие. То есть рынок кажется крайне насыщенным. Но все аналитики говорят, что это низкомаржинальный, рискованный и крайне неустойчивый бизнес, в который лучше не лезть. Тем не менее любой крупный бизнесмен, у которого появляются свободные деньги, первым делом думает об открытии собственного ресторана или сети кафе. Какова реальная ситуация с насыщенностью рынка? Кто открывает новые кафе и кто в них ходит? Можно ли просчитать успешность заведения до его открытия? Обо этом «Эксперт» поговорил с Данилом Герасимиди, основателем санкт-петербургской компании GastroNorma, которая занимается разработкой, проектировкой и запуском любых точек общепита — от элитных ресторанов до маленьких кофеен и пекарен, от идеи и «под ключ». Небольшой спойлер для привлечения внимания: доходность и популярность кафе можно просчитать, еще не имея ни меню, ни помещения, а рынок общепита в России — непаханое поле с безграничным потенциалом к росту.
Три первых урока
История любого успешного бизнеса всегда укладывается в формулу «мы придумали идею, много работали, ошибались и учились, и вот у нас все получилось». В этом отношении путь Данила Герасимиди, простого астраханского паренька с далекими греческими корнями, интересен теми выводами, которые он сделал на этапах большого пути от простого официанта до владельца собственной компании по запуску заведений общепита. Для начала он вошел в бизнес в правильном месте: в 2007 году пошел работать в кафе Black Jack, принадлежавшее Александру Иванченко.