Теперь у Японии два региональных противника

28 марта 2022, 00:00
TASS
Переговоры по Курилам с Японией прекращены

Россия в одностороннем порядке вышла из переговоров с Японией по мирному договору, закрыла перспективу совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах (острова Шикотан, Кунашир, Итуруп и гряда Хабомаи) и запретила безвизовые поездки японских граждан на эти территории.

Так Москва отреагировала на антироссийские санкции со стороны Токио после начала спецоперации на Украине. Японские власти, в частности, запретили поставлять в Россию 300 наименований товаров и технологий, ввели санкции против 49 российских компаний и государственных структур, включая «Рособоронэкспорт», ФСБ России и СВР, а также против крупнейших в стране банков и президента Владимира Путина. Кроме того, Япония лишила Россию режима наибольшего благоприятствования в торговле.

Япония никогда не была крупным торговым партнером России. В 2020 году наша страна импортировала японских товаров всего на 7 млрд долларов, а общий товарооборот составил 16 млрд (это 3% в российской торговле). Однако речь идет о высокотехнологичной сфере, в том числе об инвестициях в энергетику. Под вопросом оказались совместные проекты по добыче энергетических ресурсов.

Пока Япония вместе с «Роснефтью» все еще участвует в проекте «Сахалин-1», где для своих внутренних потребностей добывает порядка 200 тыс. баррелей нефти в день (доля японского консорциума Sodeco в проекте — 30%).

Токио также закупает порядка 60% сжиженного природного газа (СПГ), производимого компанией «Сахалин Энерджи» в рамках «Сахалина-2», еще одного проекта, реализующегося на условиях соглашения о разделе продукции; в нем совокупная доля японских корпораций Mitsui & Co. и Mitsubishi составляет 22,5%. Только в прошлом году Mitsui & Co. инвестировала в российские проекты по добыче природного газа около 4 млрд долларов. Российский природный газ обеспечил порядка 9% японского импорта и 4% нефти, в основном благодаря Сахалину.

Из несахалинских углеводородных проектов с японским участием следует отметить запущенный компанией «НоваТЭК» проект «Арктик СПГ — 2» по строительству СПГ-завода на Гыданском полуострове в ЯНАО. В этом проекте японскому консорциуму Japan Arctic LNG принадлежит 10%.

К слову, японцы также теперь обязаны перевести сделки по российским ресурсам в рубли, но пока «не понимают, как это сделать».

За периметром углеводородных проектов следует отметить важную роль поставок из Японии части номенклатуры высокотехнологичного оборудования. В частности, речь идет об оборудовании для промышленной автоматизации и комплексных решениях в этой области компании Yokogawa. Пока ни материнская компания, ни ее московский офис не делали никаких заявлений о сворачивании либо о приостановке сотрудничества с российскими контрагентами.

Японские претензии на Курилы со времен Второй мировой войны препятствовали заключению мирного договора между Москвой и Токио. Россия же неизменно подчеркивала свой суверенитет над островами, но соглашалась на отдельные уступки ради продолжения переговоров.

В период с 2012 по 2020 год главы государств провели 25 встреч, в ходе которых договорились сформировать особую экономическую зону на спорных островах для совместного ведения бизнеса. Чтобы не раздражать Москву, в отношении островов японские лидеры даже сознательно не использовали словосочетания вроде «исконно японские территории».

В 2018 году стороны, казалось, ближе всего подошли к решению вопроса, объявив о возможности обсудить декларацию 1956 года, в которой Советский Союз заявлял о готовности передать Японии два острова Южной Курильской гряды после подписания мирного договора. Документ был ратифицирован обеими странами, однако Япония впоследствии отказалась от исполнения договоренности.

Владимир Путин заявил, что возвращение к этому вопросу возможно, но требует дополнительной проработки. В частности, речь могла идти о запрете на строительство военной инфраструктуры на данных территориях. Впрочем, Россия вскоре сама анонсировала Курилам бурное экономическое развитие. Диалог с Токио начал сворачиваться.

У прекращения переговоров по Курилам есть и любопытный геополитический подтекст. Япония неизменно стремилась к компромиссу с Россией, в том числе для того, чтобы не допустить «сваливания» Москвы в объятия Китая, своего главного исторического и геополитического конкурента в регионе. Теперь, когда многолетние переговоры провалены, а отношения с Москвой испорчены, Япония осталась сразу с двумя крупными противниками в регионе.