Право на импорт

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
Лина Калянина
редактор отдела конъюнктуры отраслей и рынков «Монокль»
Екатерина Новикова
корреспондент Expert.ru

Санкции вернули правительство к вопросу легализации параллельного импорта. Сейчас готовятся проект постановления и перечень необходимых к ввозу товаров

ИТАР-ТАСС/ ВЛАДИМИР СМИРНОВ
Читайте Monocle.ru в

Основной инициатор легализации параллельного импорта (ввоза в страну товаров, на которые нанесен какой-либо товарный знак, без разрешения правообладателя этого товарного знака) — Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая выступает за это с 2014 года. Ведомство несколько дней назад направило проект постановления в правительство. Как рассказали «Эксперту» в ФАС, документ пока нигде не опубликован, идет активное обсуждение перечня товаров, которые будут разрешены к параллельному импорту. Свои предложения вносят Минпромторг, Минэкономразвития и ФАС. По сообщениям ФАС, в перечень разрешенных к параллельному импорту товаров в первую очередь войдут социально значимые товары. ФАС рассчитывает, что в ближайшее время проект постановления будет утвержден в правительстве.

По мнению ФАС, легализация параллельного импорта окажет сугубо положительное влияние на экономику, так как правообладатели зачастую ведут себя недобросовестно, устанавливая завышенные цены в конкретной стране, ограничивая ассортимент или оборот товара, предоставляя право на реализацию товара конкретному дилеру или дистрибутору и сводя тем самым к минимуму конкуренцию. С легализацией параллельного импорта, по мнению ведомства, малый и средний бизнес получит возможность легального ввоза товаров без дополнительных разрешений, что приведет к расширению ассортимента, возможности продавать продукцию высокого качества по адекватным ценам.

«Снятие ограничений позволит ввозить продукцию любому желающему, в том числе селлерам, торгующим на маркетплейсах. Это расширит ассортимент товаров и частично закроет возможный дефицит товаров компаний, заявивших о прекращении поставок на территорию России», — отметил CEO и совладелец компании Upmarket Олег Неворотов. Однако ряд экспертов призывает системно отнестись к принятию такого решения: основные негативные риски связаны с возможным ущербом для локализованных внутри страны производств и ростом контрафакта.

Автозапчасти параллельной дорогой

Тема параллельного импорта давно и упорно обсуждается на автомобильном рынке, а также между автодилерами, поставщиками автозапчастей и правительством. За время многолетней дискуссии все оппоненты отточили свои аргументы «за» и «против» до мелочей. Поэтому предлагаем на примере этого рынка посмотреть, о каких проблемах и перспективах развития может идти речь.

Общий объем рынка автомобильных запчастей в России сейчас оценивается в два триллиона рублей в год. И примерно треть этого рынка принадлежит так называемым оригинальным деталям, которые брендированы автопроизводителями, то есть их высокое качество официально подтверждено автокомпаниями. Но участники авторынка недоумевают: почему одна и та же оригинальная деталь в России может быть на 40–50% дороже, чем где-нибудь в Турции, или вдвое превышать цену, установленную, скажем, в Арабских Эмиратах. Почему независимый импортер не может устранить эту несправедливость, самостоятельно приобретя запчасть за границей и продав ее существенно дешевле счастливому российскому автовладельцу?

Дискуссия по этому вопросу идет на российском авторынке с начала 2000-х годов. Собственно, многие лидеры российского авторынка автозапчастей начинали именно с того, что самостоятельно закупали, например, в ОАЭ оригинальные детали, а потом привозили их в РФ. Так делали, в частности, основатели компании Emex, которая сейчас занимает одну из лидирующих позиций в российской онлайн-торговле автозапчастями.

Часть российских регулирующих органов (прежде всего ФАС) исторически отстаивала право независимых импортеров ввозить в Россию оригинальные запчасти без ведома автопроизводителей. Однако другое крыло российских властей (например, Минпромторг) выступало за то, чтобы не обижать автоконцерны и дать им право контролировать поступление оригинальных деталей в страну. В итоге запретительный подход одержал победу: если еще в 2005–2006 годах таможня пропускала ввоз оригинальных деталей от независимых импортеров, то в 2007–2008 годах гайки уже были закручены: партии тормозных дисков, рулевых реек, фар и прочих деталей, маркированных автопроизводителями, попадали под арест таможни, суды встали на сторону правообладателей товарных знаков, независимые импортеры начали нести многомиллионные убытки. Идея о разрешении параллельного импорта автомобильных деталей в России была окончательно похоронена после вступления РФ в ВТО в 2012 году.

В результате автовладелец в России получил обслуживание автомобилей у официальных дилеров по завышенным ценам. Международная исследовательская компания Economist Intelligence Unit (EIU, подразделение известного журнала The Economist) в свое время констатировала, что сервисные автомобильные работы в России у официального дилера обходится дороже, чем в Париже, Нью-Йорке или Шанхае. А глава Emex Михаил Кулябин с возмущением рассказывал «Эксперту», что, например, топливный насос высокого давления для дизельной Toyota Land Cruiser в России официально продается за 6500 долларов, в то время как в Арабских Эмиратах та же запчасть стоит меньше 2000 долларов. По словам Кулябина, в Европе, США и других странах регулирующие органы более строго следят за монопольным положением автопроизводителей и не допускают завышения цен на детали (см. «Почему так дорого?», «Эксперт» № 24 за 2013 год).

Сегодня против возрождения параллельного импорта в России продолжают выступать иностранные автопроизводители и основная часть официальных дилеров. Они называют такие поставки «серыми» и объясняют свою позицию заботой о потребителе: дескать, разрешение параллельного импорта приведет к тому, что на российский рынок хлынут подделки и некачественные автомобильные запчасти, что в некоторых случаях просто опасно для эксплуатации автомобиля. Автопроизводители не смогут давать гарантию на ввезенные не по официальным каналам запчасти; также, согласно официальному заявлению представителей Ассоциации европейского бизнеса, будет подорвана индустрия развития автокомпонентов на территории России. «При разрешении параллельного импорта на рынок хлынет поток деталей сомнительного происхождения и качества, — предупреждает Денис Сидоров, директор по запчастям официального автодилера “Авилон”. — Если на рынок пойдут “серые” поставки запчастей, автовладельцам это не принесет никакой выгоды, одни убытки для устранения неполадок, образовавшихся в случае установки на автомобили деталей низкого качества».

Однако независимые поставщики опровергают эти доводы. По их словам, несправедливо называть параллельных импортеров «серыми» и однозначно утверждать, что купленная за границей без ведома автопроизводителя запчасть — это контрафакт и подделка. Подделки ввозят в страну преступники, так же, как, скажем, наркотики. А добросовестные импортеры в состоянии поставлять качественный товар. Независимые продавцы автодеталей могут сами давать гарантию на купленный у них товар — и, собственно, так и делают: в крупных магазинах сейчас можно получить гарантию, скажем, сроком на год на приобретенный у них дорогостоящий автомобильный компонент. «Купленная в Турции или ОАЭ оригинальная запчасть, например для автомобиля Toyota или Mitsubishi, аналогична той, которая официально поставляется автопроизводителем в Россию, — указывает Владислав Соловьев, президент одного из ведущих в России маркетплейсов по продаже автозапчастей Autodoc.ru. — Импортеры и продавцы, которые дорожат своей репутацией, будут заинтересованы в том, чтобы закупать действительно оригинальные запчасти за границей и потом продавать их российским клиентам. Потребителю же можно будет защититься от подделок, приобретая деталь у проверенного продавца, как, например, в нашем маркетплейсе, где клиент видит поставщиков и может принять решение, у кого из них осуществлять покупку».

Опровергается и тезис о том, что разрешение параллельного импорта может подкосить локальное производство автокомпонентов в России. Это связано с тем, что российские заводы в основном ориентированы на поставку автокомпонентов на первичный рынок, то есть на комплектацию новых машин при их сборке на конвейере, а здесь другие правила, нежели в поставках деталей на вторичный рынок для обслуживания уже находящихся на дороге машин.

Разрешение параллельного импорта автозапчастей может дать ощутимые выгоды рядовым потребителям. Особенно в нынешних условиях, когда часть западных автомобильных компаний объявила о приостановке своей деятельности в России, в результате чего в течение последнего месяца наблюдается существенный дефицит оригинальных автозапчастей, а также рост цен на них. «Параллельный импорт позволит России избежать дефицита тех изделий, страны-поставщики которых ввели экономические санкции в отношении РФ, — признает Андрей Терлюкевич, генеральный директор группы компаний “Автоспеццентр”. — Да, существуют риски использования системы параллельного импорта. Но в целом закупка комплектующих по данной схеме позволит выстраивать оптимальные цепочки поставок, а также сдерживать рост цен на запчасти. Предложение использовать параллельный импорт внесла Ассоциация “Российские автомобильные дилеры” (РОАД) еще в 2015 году, так как это помогло бы существенно снизить стоимость сервисных услуг. Однако вступление России в ВТО в 2012 году исключало такую возможность. Сейчас же ситуация изменилась, и система параллельного импорта позволит обеспечить авторетейл необходимыми комплектующими».

Все для народа

Судя по тому, что проект о легализации параллельного импорта был внесен в правительство после встречи ФАС с главой крупнейшего в стране маркетплейса Wildberries Татьяной Бакальчук, в этот раз основное внимание властей приковано к возможному дефициту товаров повседневного спроса. Маркетплейсы, продающие огромное количество товаров FMCG, — очевидные бенефициары введения параллельного импорта.

За последние годы темпы роста их выручки достигали нескольких сотен процентов в год. И сегодня, после того как многие иностранные производители товаров народного потребления заявили о своем уходе с российского рынка, а дистрибуторы и российские производители вынуждены поднять цены из-за роста издержек, маркетплейсы резко озаботились расширением ассортимента на своих интернет-площадках. Пока они накапливают жирок за счет ажиотажного спроса: по неофициальным сведениям, за последний месяц маркетплейсы получили свою чуть ли не полугодовую выручку. Плюс туда хлынули продавцы товаров из инстаграма (в РФ признан экстремистской организацией): например, по данным маркетплейса «Яндекс.Маркет», с конца февраля число продавцов на нем увеличилось на 17 тысяч. Поощряя предпринимательскую активность, крупные маркетплейсы поддерживают своих продавцов — увеличивают частоту выплат за проданные товары, предоставляют возможность бесплатно держать товар на складах и т. д. Однако все это не отменяет возможного исчерпания товарных запасов на складах и невозможности их пополнить из-за логистических проблем и запретов правообладателей брендов, а также очевидного роста цен на все товары. Снижение потребительского спроса неизбежно, что не устраивает маркетплейсы.

«Насыщение рынка оригинальными товарами приведет к расширению ассортимента, снижению цен, росту предпринимательской активности и увеличению числа импортеров. Легализация параллельного импорта позволит малому и среднему бизнесу развиваться», — сказали «Эксперту» в Ozon.

Есть основания думать, что в список отраслей с разрешенным параллельным импортом может попасть и фармацевтическая отрасль. Пока официально фармацевтические компании не отказываются от своего присутствия на российском рынке. «Предполагаю, что разрешение параллельного импорта — это сигнал, в том числе для бигфармы, о том, чтобы не вздумали прекращать поставлять какие-то важные препараты. Дескать, мы всегда найдем обходной путь, — говорит Николай Беспалов, директор по развитию RNS-Pharma. — Теоретически параллельный импорт возможен, и он использовался активно еще в нулевых годах: осуществлялся завоз фармпрепаратов через третьи страны в обход официальных дистрибуторов или их представителей. Но со временем и логистика была выстроена таким образом, что включать в нее третье лицо стало невыгодно, и законодательство, особенно таможенное и авторское, было ужесточено, так что параллельный импорт лекарств иссяк сам собой. В экстренной ситуации теоретически есть практика ввоза необходимых фармпрепаратов без лицензии правообладателя. Но сейчас объективной необходимости в этом нет, поскольку никто из ключевых иностранных игроков российского рынка не заявлял о прекращении поставок лекарств (особенно жизненно важных) или их производства. Исключение составляет только компания Eli Lilly, которая приостановила поставки, например, препарата “Сиалис” (средство лечения эректильной дисфункции). Однако у него есть минимум пять аналогов в России, так что его отсутствие проблемы не составит. Но как упреждающий удар — на будущее — принятие такого закона может сработать».

Впрочем, если ведущие компании бигфармы не отменят в ближайший год свои решения прекратить инвестиции в создание новых фармпрепаратов на российском рынке, шанс попасть в параллельный импорт у фармацевтической отрасли будет. Когда компании выпустят свои новинки в третьих странах, в то время как это можно было сделать у нас, нам придется завозить их обходными путями. К тому же не так давно появилась информация, что будет разрешен ввоз в Россию лекарств из-за рубежа в иностранных упаковках. «Это означает, что при возникновении проблем с поставками препаратов их можно будет закупить в упаковке с названием, принятым в других странах, а в аптеке продавать с наклейкой на русском языке. То есть лекарства не будут проходить переупаковку, что может в определенной степени считаться параллельным импортом», — рассказала руководитель отдела аналитики исследовательской компании NTech Дарья Акимова.

Тонкая грань

В настоящее время у бизнес-сообщества нет сомнений, что в краткосрочной перспективе введение параллельного импорта позволит избежать дефицита и остудить ценовую конъюнктуру. Но у этого механизма есть и возможные негативные последствия (если только мы не хотим взломать сложившуюся систему международной торговли). «Параллельный импорт не относится к так называемой цивилизованной торговле. Это такой мягкий, на грани соблюдения авторского права, обход принятых бизнес-практик, — считает основатель и генеральный директор Школы электронной коммерции iWENGO.ru Юлиана Гордон. — В долгосрочной перспективе эта мера навредит нашему предпринимательству. Поскольку маркетплейсы, в частности Wildberries, основные лоббисты этого закона, заинтересованы в резком росте количества продавцов на маркетплейсах, то, естественно, они хотят эти меры послабления внести. Но, например, в прошлом году в нашей школе в Татарстане обучилось более семи тысяч предпринимателей. Сейчас они выходят на маркетплейсы, и мы видим, что по большому счету это “серый” бизнес. У них нет сертификатов на товар, разрешительных документов, отказных писем от брендов. Еще до санкций основным стоп-фактором развития большого количества компаний на маркетплейсах было несоответствие их бизнеса требованиям законодательства РФ в части наличия документации. Надо сказать, что маркетплейсы и раньше закрывали глаза на наличие документации у поставщиков, выборочно их проверяли — можно сказать, вообще особо не проверяли. Сейчас ситуация может усугубиться. В краткосрочной и среднесрочной перспективе легализация параллельного импорта очень поможет малому и среднему бизнесу в стране. И это сейчас критически важно для экономики в целом. В долгосрочной перспективе эта мера не может быть применима, она расхолаживает предпринимателей. В России должна выстраиваться цивилизованная, легитимная, учитывающая интересы всех сторон электронная коммерция».

О том, что при наличии работающих юридических механизмов защиты авторского права наш рынок могут начать сотрясать скандалы, свидетельствует американский и китайский опыт. В этих странах подобные тяжбы уже поставлены на поток. «Ситуация с параллельным импортом до конца не урегулирована даже в таких странах, как США, — продолжает Юлиана Гордон. — Давайте вспомним самый яркий недавний случай: компания Nike с треском, с громким скандалом ушла с “Амазона” именно из-за параллельного импорта, подделок, контрафакта. На “Амазон” постоянно наезжают — говорят, что он не защищает права правообладателей брендов. Но в США все равно законодательство в большей степени, чем в России, защищает права торговых марок. Правда, там это проще. Сама регистрация товарного знака упрощена, и уже сложилась культура регистрации марок, даже у микропредпринимателей. У нас этой культуры нет. Предприниматель ввез какой-то бренд, другие посмотрели, как он продается, быстренько то же самое ввезли, поставили на десять рублей дешевле на маркетплейсе — и вперед!».

Еще одно опасение экспертов связано с возможным ростом контрафакта, особенно если таможня не будет проверять у импортера оригинальность происхождения товаров.

Впрочем, несмотря на существующий запрет на параллельный импорт, в России достаточно высокий объем контрафакта, который так и не смогли победить. По данным BrandMonitor, в 2021 году объем российского рынка контрафактной продукции составил 6,5 трлн рублей. «Однако сейчас для отслеживания контрафакта используются и внедряются новые инструменты: та же маркировка “Честный знак” и другие маркировки. Кроме того, таможня в момент оформления анализирует документы поставки, цепочку от производителя к покупателю, сам товар, чтобы предотвратить нелегальный ввоз. Интернет-ретейлеры, на которых приходится большая доля неоригинальных товаров, также должны внедрять собственные механизмы, чтобы не допустить к продаже поддельный товар, — говорит президент таможенного брокера “КВТ Сервис” Юлия Шленская. — Сейчас запрет на параллельный импорт выглядит, скорее, как защита таможней интересов правообладателя и эксклюзивных прав уполномоченных ими поставщиков. В идеале разрешение на параллельный импорт должно привести к снижению стоимости определенных товаров, развитию конкуренции».

Еще одно опасение, которое высказывают различные эксперты: с легализацией параллельного импорта может ухудшиться положение российских производителей и локализованных производств. Выше мы уже упоминали о таких рисках в производстве автокомпонентов, но они могут быть актуальны и в других отраслях — фармацевтической, на рынке бытовой техники и электроники и других. Например, по данным Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), за 12 лет в России было построено более 20 заводов с участием компаний — членов этой ассоциации, и все эти производства строились на основе долгосрочных планов по реализации фармпродукции на рынке. «Правительство должно учесть интересы производств, находящихся в России, — считает директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Антон Гуськов. — Холодильники, стиральные машины и ЖК-телевизоры на 85 процентов производятся в России. А вот мобильная электроника, смартфоны, планшеты, ноутбуки, носимая электроника, а также мелкая бытовая техника — это стопроцентный импорт. Со снятием запрета на параллельный импорт могут пострадать те производители, которые уже есть в России. Они просто не смогут конкурировать с ввозимой продукцией в случае более низкой цены у импортеров». Опасения российских производителей по поводу ценовой конкуренции небеспочвенны: себестоимость производства российских товаров во многих случаях выше импортных по причине все той же зависимости от импорта по сырью и комплектующим, высоких внутренних издержек на организацию производства и пр. Как стало известно «Эксперту», в правительстве как раз стремятся избежать расширения импорта товаров, которые производятся в РФ.

К тому же в связи с возникшими логистическими проблемами далеко не факт, что ввозимый импорт будет дешевле российских аналогов. «Разрешение параллельного импорта не решит проблем с логистикой. Все равно придется перестраивать логистические цепочки, по-новому смотреть на все процессы организации торговли. Если официальный представитель не может ввезти в страну свою продукцию из-за проблем с логистикой, то и сторонний импортер, который занимается параллельным импортом, тоже не сможет ввезти товар по тем же транспортным коридорам, — говорит Дарья Акимова. — Другое дело, что независимому дистрибутору может быть гораздо интереснее и быстрее наладить новые цепи поставок, чем крупной западной компании, у которой все это может потребовать гораздо больше времени и денежных вливаний. Пока что крупные западные игроки выжидают, оценивая затраты на изменение своих транспортных путей. В это время мелкие дистрибуторы, используя параллельный импорт, могут оперативно перестроиться на новые каналы поставок».

Однако в любом случае создание новой логистики потребует большого количества усилий и средств от предпринимателей. И непонятно, захотят ли они их тратить, если открытие параллельного импорта лишь временная мера. С точки зрения перспектив дальнейшего развития отраслей и рынков мяч сегодня на стороне международных производителей — владельцев брендов и отечественных производителей. «Многое будет зависеть от приоритетов производителя — неуклонное следование санкционной политике или же собственная экономическая выгода. Как бы то ни было, разрешение параллельного импорта всего лишь тактический маневр, не решающий проблему в целом. А единственным полноценным выходом является импортозамещение и собственное производство», — считает исполнительный директор ООО «Четра» Владимир Антонов.

В подготовке материала принимал участие Александр Лабыкин