«Любому автотранспортному предприятию, созданному в России, запрещается перевозка грузов автомобильным транспортом по территории Европейского союза, в том числе транзитом», — гласит один из пунктов пятого пакета санкций ЕС против РФ, который вступил в силу 9 апреля. Включенный красный свет для грузовых автомобилей с российскими номерами, которые с некоторыми исключениями (перевозка фармацевтических, медицинских, сельскохозяйственных, пищевых продуктов) теперь не могут передвигаться по европейским дорогам, — ощутимый удар по отечественной логистической отрасли. От этого пострадали сотни российских транспортных компаний с общим автопарком в несколько десятков тысяч автомобилей. Чтобы выжить, им теперь необходимо срочно искать новые маршруты внутри страны или же на новых международных направлениях. Но быстро осуществить такой маневр — сложная задача.
За границу на автомобиле
Перевозки автомобильным транспортом на внутренних и внешних маршрутах занимают третье место в общем объеме российского рынка перевозок. Так, по данным Росстата, более 90% грузооборота в исчислении по весовым показателям в РФ приходится на трубопроводный и железнодорожный транспорт, 5% — на транспорт автомобильный, а остальные 5% делят между собой морской, внутренний водный и воздушный. По данным Ernst & Young, перевозка грузов автомобилями в России последние пять лет устойчиво росла, за исключением 2020 года, когда из-за ковида она снизилась на 6% по сравнению с 2019 годом, до 5,3 млрд тонн (см. график 1).